Власти Чечни считают неконструктивным решение ряда международных и российских правозащитных организаций не ехать на конференцию по вопросам прав человека, которую власти Чечни проводят в Грозном 1 марта.
"Если бы эти правозащитники действительно без каких-либо политических соображений защищали права человека, они бы приехали и сказали бы свое слово", - заявил в среду "Интерфаксу" полномочный представитель Чечни в Москве, вице-премьер республики Зияд Сабсаби.
"В конструктивном диалоге мы могли вместе с другими общественными организациями вывести ситуацию с правами человека в Чечне на европейский уровень", - сказал он.
Сабсаби заявил, что руководство Чечни неоднократно обращало внимание на необходимость защиты прав человека в республике и постоянно борется с нарушениями этих прав. "Права человека в Чечне защищены Конституцией, так же, как и в других регионах России. Плохо они защищены или хорошо - судить обществу, а не отдельным лицам", - сказал Сабсаби.
"Наши правозащитники не замечают положительные изменения, которые происходят в республике, в том числе в сфере соблюдения прав человека", - сказал Сабсаби.
Ранее международные правозащитные организации Human Rights Watch и Amnesty International, а также ряд ведущих российских правозащитных организаций решили не направлять своих представителей на правозащитную конференцию, которая состоится 1 марта в Грозном.
"Что можно конструктивно обсудить с Кадыровым? Есть достаточно много информации о том, что подконтрольные ему силовые структуры республики причастны к нарушениям прав человека. Кадыров мало сделал, чтобы привлечь этих людей к правосудию. Что можно ожидать от такой конференции, и будет ли она продуктивной и конструктивной?" - сказала ранее заместитель директора отдела Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер.
В свою очередь руководитель российского отделения Amnesty International Сергей Никитин сообщил: "Приглашение мне пришло буквально за 3 недели до мероприятия. В силу того, что график наших работ обычно планируется заранее и на гораздо более длительный период, приехать 1 марта в Чечню нереально. В силу этих причин я не считаю возможным участвовать в этом мероприятии".
Председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева сказала, что получила приглашение участвовать в конференции в Грозном, но не поедет, поскольку "не считает, что с Кадыровым можно разговаривать о правах человека". "Я не хочу красоваться с Кадыровым на телевидении, чтобы люди подумали, что его признали правозащитники. Насколько я знаю, никто из ведущих московских правозащитников не поедет", - сказала Алексеева, которая возглавляет старейшую в России правозащитную группу.
В свою очередь председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина сказала, что ей также пришло приглашение от чеченских властей, но приехать в Грозный 1 марта она не сможет, поскольку в этот день будет находиться в Праге, где ей вручат правозащитную премию.
"Сейчас в Чеченской республике острая политическая ситуация из-за смены руководства, и я не считаю нужным участвовать в такой конференции. Однако на самом деле сотрудничество с властями в области прав человека по конкретным вопросам считаю совершенно необходимым, в том числе и с Р.Кадыровым. Но сейчас я не считаю, что такая встреча будет играть роль, которую она должна сыграть", - сказала Ганнушкина.
Между тем, как ожидается, в работе правозащитной конференции в Грозном примут участие председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова и верховный представитель Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг, которые с 27 февраля по 1 марта находятся в поездке по Чечне.
Комиссару показали одну из лучших грозненских школ, республиканскую клиническую больницу, а также городской следственный изолятор временного содержания (СИЗО), где правозащитник ознакомился с условиями содержания заключенных женщин и подростков, пишет "Коммерсант".
Делиться своими впечатлениями от посещения СИЗО Хаммарберг не стал, сказав, что сделает это во время встречи с и. о. президента Чечни Рамзаном Кадыровым. На ней Хаммарберг заявил, что в СИЗО подследственные пожаловались ему на применение к ним физического воздействия. "Сегодня я убедился, что людей не только избивают, но и пытают и под пытками заставляют подписывать признания в несовершенных преступлениях", - сказал правозащитник.
Рамзана Кадырова заявление правозащитника не удивило. И. о. президента Чечни заметил, что у него тоже "есть серьезные вопросы по этой проблеме к ОРБ-2 главного управления МВД России по Южному федеральному округу". "Я неоднократно ставил вопрос о том, что в этой структуре нарушают права человека, применяют силу к задержанным, однако мои требования навести порядок были восприняты как попытка подчинить себе это подразделение", - сказал Рамзан Кадыров и заверил, что будет "добиваться наказания виновных и наведения порядка".
Дело в том, что ОРБ-2 – единственная милицейская структура в Чечне, на которую не распространяется власть Рамзана Кадырова, поэтому он давно добивается ее вывода из республики, отмечает газета.