Вести

Госдума и партия "Единая Россия", активно поддержавшие закон о запрете американцам усыновлять российских сирот, теперь решают вопрос, как можно улучшить положение детей в приютах. Стимулировать россиян к воспитанию приемных детей решено рублем и упрощением, хоть и незначительным, процесса сбора документов.

"В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше десяти лет, а также братьев и сестер, являющихся кровными родственниками, пособие выплачивается в размере 100 тысяч рублей на каждого такого ребенка", - говорится в проекте закона по вопросам устройства детей-сирот, опубликованном на сайте Минобрнауки. В пояснительной записке уточняется, что пока единовременная выплата усыновителям была чуть более 13 тысяч рублей для всех усыновителей, а теперь предлагается создать отдельную категорию приемных родителей, которых будут стимулировать столь крупной суммой.

На сайте министерства есть также законопроект о внесении поправок в ФЗ "Об опеке и попечительстве". Согласно им, усыновителей хотят освободить от обременительной обязанности отчитываться перед органами опеки за расход средств на ребенка, чтобы избавить попечителей "от необходимости ведения ежедневного учета и фиксирования расходов на каждодневные мелкие бытовые нужды".

Власти готовы также отменить один документ, необходимый при подаче документов на усыновление - справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам, отмечается в еще одном законопроекте на сайте Минобрнауки. При этом орган опеки все равно имеет право заглянуть в дом к кандидату в усыновители и оценить его жилищные условия, а в случае необходимости - затребовать указанную выше справку.

Еще одно предлагаемое нововведение - увеличение "срока годности" медицинской справки усыновителя с трех до шести месяцев. По данным журнала "Коммерсант-Деньги", звучало даже предложение отменить плату за оформление этого документа, которое обходится сейчас в 600 рублей.

Усыновители о нововведении: лучше бы выделили деньги на лечение

Мать двоих приемных детей Юлия Башинова уверена, что усыновителям в России нужны не столько финансовые стимулы, сколько психологическая помощь. "Поддержать родителя, когда он не уверен в себе, когда ему кажется, что он не справляется, - это даже важнее пособий", - отметила Башинова в интервью "Коммерсанту".

Касательно увеличения срока действия медсправки, приемная мать отметила, что ее оформление и правда может стать серьезным препятствием, хотя ценность этого документа сомнительна. "На самом деле никто не изучает твое здоровье, никто с тобой не беседует, не проверяет твою готовность к усыновлению - отметила Башинова. - Возможно, стоило бы убрать некоторых врачей и ввести в перечень обязательную беседу с психологом или соцработником. Хотя в нашей стране это может стать еще одной коррупционной схемой".

Что касается финансового стимулирования усыновления детей-инвалидов, то тут у Башиновой особое мнение: "Пособие вряд ли можно назвать серьезной поддержкой. Государству лучше бы серьезно помогать детям-инвалидам с дорогостоящими медицинскими операциями, регулярно оплачивать медобслуживание".

Кроме того, законодатели не обратили внимание на то, сколько времени у кандидатов в усыновители занимает одна лишь подготовка к встрече с детьми. Около месяца взрослый человек должен потратить на сбор документов, чтобы только приступить к поиску чада по специализированным онлайн-базам.

"То, что в детдомах воруют, не секрет"

Пока власти сосредоточились на решении проблем попечителей, эксперты отмечают, что нужно больше внимания уделить самой системе детдомов. Чаще всего приюты находятся на хорошем денежном обеспечении, но то и дело случаются скандалы с нецелевым использованием средств и ненадлежащими условиями проживания детей.

В среднем по стране на содержание ребенка в детдоме требуется 30 тысяч рублей в месяц, посчитал вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. Но, например, в Москве есть есть интернат, где на одного воспитанника приходится около 100 тысяч рублей в месяц. "Тут и становится ясно, что проблемы детдомовцев не решить, даже заливая детдома деньгами", - отмечает "Коммерсант-Деньги".

"То, что в детдомах воруют, не секрет, - считает адвокат и преподаватель Школы подготовки приемных родителей Антон Жаров. - Почти во всех детдомах страны повара уходят с работы с полными сумкам".

Более того, детдомам зачатую невыгодны усыновители, так как они могут лишиться части финансирования. "У нас в детском доме было 550 детей, что немыслимо по санитарным нормам. Сейчас у нас их осталось 395. Из-за этого не так давно нашим сотрудникам убрали надбавку "за интенсивный труд", - пояснил замдиректора по социальным вопросам детского дома-интерната для детей с тяжелыми нарушениями развития Андрей Домбровский.

"Доходит до абсурда. Детдом может являться градообразующим предприятием", - рассказал Антон Жаров. И если руководство детдома решит оставить ребенка у себя, то у него есть средство для манипуляции: ребенка можно очернить перед родителями, или, наоборот - родителей перед ребенком.

Кроме того, решить вопрос сирот исключительно усыновлением не получится. "Сегодняшняя основная идея и весь смысл того, что мы должны делать и что делает весь мир - создание системы, которая позволила бы сохранить ребенка в родной семье. Сделать все возможное, чтобы сохранить ему, может быть, не самого лучшего, но биологического родителя, если нет оснований ограничивать его в родительских правах", - пояснила Алла Дзугаева, замруководителя департамента социальной защиты населения города Москвы.

В последние два года в детдома попадает больше детей, чем оттуда забирают на усыновление: 67 тысяч против 62 тысяч, из которых только около 10 тысяч усыновляются, а остальные - берутся на попечительство. При этом около 30% сирот становятся детьми иностранцев. Динамика такова, что и без введения особых мер число сирот будет сокращаться - около 10 тысяч воспитанников ежегодно достигают совершеннолетия. И уровень социального развития в 25-30 тысяч сирот на всю Россию, озвученный министром открытого правительства Михаилом Абызовым, будет достигнут уже через семь лет без всякого форсирования событий.

Американские родители борются за российских сирот в Страсбургском суде

"Антимагнитский" акт волнует не только российское общество, но и американское. Госдеп и МИД РФ сильно разошлись в оценке того, сколько человек пострадали от введения запрета на американское усыновление. В США считают, что закон ущемил в правах около тысячи человек, куда включены в том чиле родители, готовившиеся принять в семью сироту. В МИД РФ посчитали только российских сирот - около 200 детей, дела которых были переданы в суды или для которых имелось официальное согласие на усыновление.

Многие американские родители и российские сироты после поспешного принятия "антимагнитского" акта оказались жертвами юридической коллизии - органы власти на местах ждут отдельного разъяснения Верховного суда РФ по тем детям, вопрос усыновления которых еще предстоит решить суду, отмечает "Коммерсант". Причем у многих таких детей шансов найти родителей в России ничтожно малы: из 196 детей, которые ждут решения суда, у 58 - врожденные аномалии и пороки сердца, у 42 - нарушения со стороны головного мозга разной степени, у 25 - синдром Дауна, у 19 - ВИЧ, у 17 - умственная отсталость разной степени, у семи - поражение центральной нервной системы, у восьми - гепатит С, у трех - аномалии почек и у стольких же врожденный сифилис, у пяти - слепота, косоглазие, болезни сетчатки, у шести - гидроцефалия. У отдельных детей несколько заболеваний. Таковы данные, полученные "Коммерсантом" в аппарате вице-премьера Ольги Голодец.

"Все усыновители, с которыми я работаю, очень переживают. Они сейчас хотят приехать на неделю раньше судебных слушаний, чтобы за эту неделю попытаться объяснить каждый своему ребенку, что если родители его не заберут, то это не потому, что ребенок плохой или родители передумали, а так обстоятельства сложились. Но это будет очень трудно", - рассказала Алена Сенкевич, занимающая усыновлением шести детей-инвалидов американцами.

Большинство вопросов без вмешательства центра решить нельзя. Например, американка Кендра Скагс, получившая решение суда об удочерении тяжело больной Полины еще в декабре, не могла добиться от властей, как теперь будет решен вопрос об удочерении. Она написала о своих сомнениях в соцсетях: "Мы понимаем, что если мы не удочерим ее, с ее потребностями, ее не удочерят, шансы на другую семью сокращаются каждый день. Мы знаем, что список болезней звучит очень страшно, но она очень способная девочка и у нее есть все шансы стать полноценной, если у нее будет семья и нужный уход".

Письмо получило общественный резонанс, Верховный суд РФ в январе заявил, что всех детей, усыновление которых суды уже разрешили (и эти решения вступили в силу), отдадут. После такого распоряжения российские чиновники стали охотнее общаться с американской матерью.

Многие американцы, лишившиеся права усыновить российского ребенка. Не собираются сдаваться. 22 января в Европейский суд по правам человека были поданы четыре иска против России. Их подали американцы, которые успели встретиться с ребенком еще до принятия закона, начали процесс усыновления, но для них вступил в силу запрет на усыновление.

"Между ними сформировалась привязанность, мы считаем их семьями. Мы просим, чтобы этим семьям дали возможность довести усыновление до конца", - пояснили их адвокаты, ссылаясь на статью Европейской конвенции "Право на уважение частной и семейной жизни".