Архив NEWSru.com

Накануне группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы еще один пакет антитеррористических поправок в Уголовный кодекс и ряд других законов. Предлагается вернуть заочное судебное разбирательство и разрешить конфискацию в отношении заочно осужденных. Эксперты полагают, что новые правила с одной стороны усложнят процесс выдачи осужденных другими странами, а с другой стороны дадут государству оружие в борьбе с бежавшими за границу россиянами, сообщает "Коммерсант".

Авторами поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и некоторые другие законы, в частности, о СМИ и ФСБ, стали несколько депутатов Думы и Совета федерации, причем существенную роль в их подготовке, играло Главное правовое управление администрации президента.

Заочное осуждение

Основным нововведением следует считать поправку в УПК, позволяющую "в исключительных случаях, если это не препятствует установлению истины по делу", проводить судебное разбирательство по тяжким и особо тяжким преступлениям в отсутствие подсудимого, "который находится вне пределов территории РФ и уклоняется от явки в суд".

Действующий УПК позволяет проводить разбирательство в отсутствие подсудимого только с его добровольного согласия. Поправки открывают российскому правосудию путь к преследованию террористов, находящихся в бегах.

По мнению авторов поправок, новые правила позволят решить проблему невыдачи другими странами подозреваемых в терроризме, например Ахмеда Закаева.

Другая поправка в УК позволит российскому правосудию судить российских граждан за преступления, совершенные за границей, за которые они не были там осуждены. До сих пор УК запрещал такую практику. А новые нормы легализуют судебные репрессии в отношении укрывающихся за рубежом россиян за действия, совершенные уже после того, как они покинули Россию.

Эксперты отмечают, что, если эти поправки будут приняты, то у России могут возникнуть серьезные проблемы с выдачей осужденных таким образом лиц: заочное осуждение противоречит 6-й статье Европейской конвенции прав человека и нарушает базовое право на защиту.

По мнению экспертов, в введении такой нормы нет необходимости, а подобная юридическая практика почти не применяется в других западных странах. "Заочное правосудие не вписывается в систему открытого правосудия,– говорит член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена,– но применительно к терроризму это вопрос открытый".

Конфискация

Кроме того, депутаты предлагают ввести в УПК понятие конфискации применительно к терроризму. Речь идет не о конфискации в качестве наказания, а о конфискации орудий преступления по приговору суда – денежных средств или собственности, способствовавших его совершению.

То есть, при условии введения заочного осуждения, эта норма позволит конфисковывать российскую собственность лиц скрывающихся от правосудия за границей.

Очевидные сложности тут могут возникнуть лишь в том случае, если цепочка владения упирается в оффшорные компании, полагают специалисты. Далеко не во всех оффшорных зонах российские органы безопасности располагают ресурсами, которые позволят реализовать решение суда.

Кроме того, некоторые специалисты опасаются, что нормы закона будут трактоваться слишком широко. С формальной точки зрения все денежные средства и собственность гражданина, так или иначе, способствует совершению преступления.

Павел Крашенинников в интервью радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что не видит смысла в возрождении института конфискации советского типа. По его мнению, это приведет к росту коррупции.

По мнению независимого депутата Владимира Рыжкова, внесенные в Думу поправки, скорее всего, направлены против "Лондонской группы" и нуждаются в независимой экспертизе: "В условиях несвободной судебной системы таких новаций следует опасаться".

В этой ситуации новый смысл приобретает и недавнее заявления замгенпрокурора Владимира Колесникова, который дал понять, что некие изменения в законодательство позволят дать ход делам против Бориса Березовского.

В прошлую пятницу депутаты Государственной думы уже обсуждали возможность "ареста имущества Бориса Березовского на территории РФ". Сам господин Березовский подчеркнул в ответ, что вся оставшаяся у него собственность "давно находится за пределами РФ".

Помощь терроризму

Также депутаты предлагают строго относиться и к тем, кто оказывают любую помощь террористам. Вводится ответственность за публичные призывы или публичное оправдание терроризма, в том числе через прессу. В УК и в законе о противодействии легализации преступных доходов появится понятие финансирования терроризма, под которым понимается и "обеспечение жизнедеятельности незаконного вооруженного формирования".

Также предусматривается запрет для журналистов распространять материалы, "призывающие к терроризму либо обосновывающие и оправдывающие его". Порядок освещения контртеррористической операции закрепляется за оперативным штабом, а прессе запрещается раскрывать ее подробности.

Предлагают депутаты расширить права ФСБ. При особых обстоятельствах и "в неотложных случаях" эта служба получает право ограничивать конституционные свободы граждан на двое суток без соответствующего решения суда, а также применять спецназ против террористов и их баз за границей.