В Хамовническом суде поздно вечером завершился первый день рассмотрения по существу скандального дела Pussy Riot. Как и предполагалось, на первом заседании прокурор огласил обвинительное заключение - Екатерине Самуцевич, Надежде Толоконниковой и Марие Алехиной вменяется часть 2 статьи 213 УК РФ - "Хулиганство". В случае признания активисток виновными в инкриминируемом преступлении минимальным наказанием для них станет штраф в размере до одного миллиона рублей. Максимальное наказание по этой статье - лишение свободы на срок до семи лет.
Ближе к вечеру, как передает "Интерфакс", адвокаты заявили отвод судье. Однако Марина Сырова отказалась давать отвод самой себе.
Защита Pussy Riot заявила отвод судье по делу: она выносит необоснованные решения и замечания и фактически лишает обвиняемых права на защиту.
Судья на это возразила, что ее доказательств в заинтересованности в исходе дела она не видит. Заодно гособвинение попросило Сырову быть строже с адвокатами вплоть до исключения их из процесса, так как они ведут себя неуважительно по отношению к суду.
- Pussy Riot судят в том же зале, что и Ходорковского
- Адвокаты обвинили Медведева в давлении на суд
- Потерпевшую оскорбило "бесовское дрыганье", она испытывает горечь и боль до сих пор
- Легендарный музыкант Питер Гэбриел написал "Наде, Кате и Маше"
- Взгляд с Запада: три безоружные девушки против "мачо" Путина
- Pussy Riot дали видеоинтервью Observer: "Путин нас боится"
Сегодняшнее заседание началось с опозданием. Только около 11:00 - на это время было назначено начало слушаний - подсудимых доставили в здание. Затем арестованные еще порядка 30 минут общались со своими адвокатами. Только после этого - около 11:40 - начались слушания. После стандартных процедур установления личностей подсудимых, потерпевших и зачтения сторонам их прав, активисткам Pussy Riot было предъявлено обвинение.
За несколько часов до начала заседания меры безопасности в районе здания суда в 7-м Ростовском переулке были усилены, передает РИА "Новости". Проезд по небольшой части переулка в непосредственной близости от суда был перекрыт металлическими заграждениями. Пройти на территорию можно, только предъявив удостоверение. Возле ограждения с самого утра началось проведение одиночного пикета сторонниками подсудимых. На территории также стоят несколько полицейских автобусов, а возле суда - около десятка журналистов.
В ходе предварительных слушаний, которые прошли в суде в закрытом режиме 23 июля, суд отказал защите в вызове на процесс в качестве свидетелей президента РФ Владимира Путина и патриарха Кирилла. Срок содержания под стражей трем девушкам был продлен на шесть месяцев.
Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина 21 февраля 2012 года, закрыв лица масками, устроили в храме Христа Спасителя в Москве антипутинский перформанс. Выступление на амвоне храма и последующее уголовное преследование участниц вызвали большой резонанс, в том числе за рубежом. Правозащитники считают, что максимум, что заслуживают девушки - административное наказание за мелкое хулиганство. Amnesty International признала трех участниц Pussy Riot узницами совести.
Отца обвиняемой Самуцевич вывели из зала суда
В начале заседания, после стандартной процедуры установления личностей подсудимых и потерпевших, адвокат Виолетта Волкова обратилась к судье с просьбой удалить из зала свидетеля от обвинения. Им оказался Станислав Самуцевич, отец подсудимой.
"Для меня это сюрприз, что я оказался свидетелем. Во время процесса со мной беседовал следователь.Он там запротоколировал чего-то, может быть, поэтому я как свидетель выступил. И в прессе там всякую грязь лили. Ну я сказал им, что она есть из себя, потому что там даже сначала не представляли, кто они на самом деле есть. Я посчитал, что должен как-то защитить свою дочь. Теперь попал свидетелем из-за этого. Конечно, их посадят. Это направленный политический процесс наказания инакомыслящих", - цитирует Самуцевича "Русская служба новостей".
Pussy Riot попросили перенести суд
Государственное обвинение ходатайствовало о запрете фотосъемки и видеотрансляции в зале суда. Существует реальная опасность жизни и здоровью участников процесса, потерпевших и свидетелей, заявил представитель обвинения. В качестве аргументов был в частности приведен инцидент с нападением на судью Елену Иванову, которая выносила решение о продлении ареста Pussy Riot.
Подсудимые с ходатайством не согласились и выдвинули собственные. Так, Алехина потребовала предоставить ей все вещественные доказательства по делу, а также перенести заседание в связи с тем, что защита не готова к процессу. Времени для ознакомления с материалами дела у девушек и их адвокатов не было, отметила Алехина. Аналогичные ходатайства заявили Толоконникова и Самуцевич. "Речь не идет о затягивании процесса", - подчеркнули адвокаты.
Адвокаты девушек отдельно подчеркнули, что правоохранительные органы, по их мнению, вполне в состоянии обеспечить безопасность всех участников процесса.
В минувшую пятницу, по словам адвоката, должна была состояться конфиденциальная встреча адвокатов с клиентками, однако девушек привезли в СИЗО слишком поздно - был короткий день и помещение юристам для встречи не предоставили. А всю минувшую неделю, отметила Волкова, арестованные постоянно находились в суде и под надзором, времени готовиться к суду не было.
Также адвокаты заявили несколько ходатайств о вызове дополнительных свидетелей, которых ранее привлекала сторона обвинения. В частности, адвокаты потребовали вызвать в суд патриарха Кирилла и протодьякона Андрея Кураева, а также сотрудников ЧОП "Колокол", работающих в ХХС.
Судья встала на сторону обвинения
После перерыва, во время которого суд рассматривал ходатайства обеих сторон, судья отказалась вернуть в прокуратуру уголовное дело Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич. Как следует из постановления суда, оснований для возвращения дела прокурору нет.
При этом суд удовлетворил ходатайства следствия о запрете трансляции из зала суда во время допросов свидетелей. Хотя защита отметила, что в начале трансляции персональные данные и адреса потерпевших уже были переданы в открытый доступ и что существует принцип гласности судопроизводства.
"Панк-молебен" - это "этическая ошибка"
Адвокат Волкова после недолгого препирания с судьей добилась возможности зачесть в суде заявление активисток, пока, по словам адвоката, по ходатайству следствия не закрыта трансляция. В своих письменных заявлениях девушки, в частности, заявляют, что являются музыкальным коллективом, который просто выбирает для своих выступлений нестандартные площадки. И главное, что подчеркивается, - Pussy Riot не хотели обидеть чувства верующих.
В заявлениях девушек значительное место занимает апелляция к мнению о том, что процесс над Pussy Riot является политически ангажированным. Неоднократно в тексте заявлений подчеркивается, что подсудимые - политические активистки, высказывали свою собственную позицию.
Девушки всеми силами стараются сделать упор на политической подоплеке. Параллельно в заявлениях Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич отмечается, что религиозного замысла в "панк-молебне" не было. Девушки настаивают, что не хотели оскорбить чувства верующих.
Надежда Толоконникова высказалась в суде так (цитата по трансляции "Новой газеты"): "Я признаю, что была в храме и совершила преступление. но я не признаю приписываемых мне мотивов. Я никогда не испытывала религиозной ненависти и вражды по отношению к кому-либо. Мы уважительно относимся к христианству. Нам непонятны лишь некоторые политические моменты. Дико жестоко приписывать нам этот мотив. Мы живем с этим уже 5 месяцев. Против нас развязали травлю в СМИ, а люди верят телевидению. В мою сторону были необоснованные выпады агрессии, но сейчас большинство бюдей, с которыми я сталкиваюсь в СИЗО, понимают, что приписываемый мне мотив - бред. Это наша этическая вина, а не уголовная".
Девушки также настаивают, что их интересы не ограничиваются политикой - их волнуют вопросы экологии, гендерного равенства и ЛГБТ-движения. Среди представителей последнего, отдельно заметили активистки, предостаточно верующих людей.
Подсудимые заявили, что сожалеют о нанесении оскорбления верующим, однако виновными в хулиганстве себя не признают. "Расцениваю это (обвинение) как начало кампании авторитарных репрессивных мер,направленных на снижение политической активности граждан ираспространение чувства страха у граждан, активно участвующих вполитике", - говорится в заявлении Самуцевич.
Адвокаты не оценили интервью премьера
Заявление премьер-министра России изданию The Times касательно дела Pussy Riot - это давление на суд. Такое мнение "Интерфаксу" высказал один из адвокатов по делу Николай Полозов.
"Подобное интервью можно рассматривать как давление на суд. Насколько я знаю, Дмитрий Медведев - юрист, и я не понимаю, как юрист, не зная материалов дела, может его подобным образом комментировать, - заявил адвокат. Напомним, в интервью журналу премьер заявил, что в некоторых странах за подобное выступление в храме могло быть более жестокое наказание. Полозов считает, что это бы произошло только в государствах, где нет демократии.
"В каждой стране есть закон, и в некоторых странах девушек бы привлекли именно по закону, а в некоторых странах закон очень жесток. И если вектор Дмитрия Медведева направлен в сторону Ирана, но я никому не завидую. А если он говорит о странах, где есть принципы демократии и гуманизма, то там такое наказание не предусмотрено", - сказал адвокат.
В свою очередь другой адвокат по делу Виолетта Волкова заявила, что в своем интервью Медведев фактически призвал "спокойно относиться к отсутствию правосудия и правовому нигилизму".
Кроме того, передает "Интерфакс", в первый день судебного разбирательства адвокаты сочли, что их подзащитных признают виновными.
"Судя по тому, как начался процесс, решение уже принято. Я не сомневаюсь, что суд признает девушек виновными и назначит им наказание",- сообщил журналистам адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин. По его словам, он не знает только одного - насколько суровым будет наказание.
"Я думаю, что решение о наказании будет принято в последний момент.Рассчитывать на беспристрастность и объективность суда не приходится, судя по тому, что уже в начале процесса судья отклонила все наши ходатайства и запретила трансляцию допроса потерпевших и свидетелей", - пояснил адвокат.
Его поддержали и двое других защитников обвиняемых. В частности, адвокат Марии Алехиной Николай Полозов подчеркнул, что суд не дает возможности провести процесс гласным. Он заметил, что, скорее всего, гособвинение не хочет, чтобы их доводы были достоянием общественности.
"Я думаю, что им дадут срок, но этот срок будет на совести всех этих людей, которые живут не по закону", - заключил Полозов.
Потерпевшую оскорбило "бесовское дрыганье", она испытывает горечь и боль до сих пор
Потерпевшая по делу панк-группы Pussy Riot работница храма сообщила суду, что танцы напоминали "бесовское дрыгание", а их действия до сих пор вызывают в ее душе боль.
Как передает "Интерфакс", это было озвучено в ходе допроса потерпевшей. По словам Любови Сокологорской, которая работает в храме Христа Спасителя свечницей, подсудимые пришли в храм около 11 утра и спросили, куда и за что ставить свечки.
"После объяснений они внезапно открыли калитку и побежали на амвон", - сказала Сокологорская. При этом она отметила, что обвиняемые толкнули ковчег с ризой Господней и начали швырять на пол сумки и рюкзаки.
"Я испытала горечь и боль и чувствую ее до сих пор от увиденного",- сказала потерпевшая. Далее она рассказала, как пыталась остановить девушек, но они ее оттолкнули.
"С точки зрения церковных канонов женщина не имеет праваподниматься на амвон, кроме обряда венчания. Даже я, как служащая, обхожу амвон, когда работаю", - подчеркнула Сокологорская. По ее словам, на амвоне девушки начали снимать одежду и остались в недопустимо открытых и ярких вещах. Потерпевшая отметила, что сразу после этого они начали прыгать и кричать.
"Все это походило на бесовское дрыганье. Они задирали ноги, и все, что ниже пояса, было видно. И это на амвоне, перед царскими вратами", - посетовала Сокологорская.
Потерпевшая подчеркнула, что ее это оскорбило как православную верующую, и ей был причинен моральный вред.
"Боль непроходящая. Все, что было для меня свято, осквернено! Мои чувства, вера, идеалы!" - сказала служащая храма.
Также вечером был допрошен алтарник Василий Цыганюк - как пишут из зала, мужчина с тяжелой золотой цепью. Он сказал примерно то же самое, что и свечница.
Pussy Riot судят в "зале Ходорковского"
Процесс над активистками Pussy Riot проходит в том же суде и зале, где в свое время судили Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, сообщила пресс-секретарь суда. Она пояснила, что зал номер семь является самым большим в Хамовническом суде и может вместить всех журналистов.
Примечательно, что перед оглашением приговора по так называемому "второму делу ЮКОСа" свои комментарии о процессе тоже давал премьер-министр РФ. На тот момент данный пост занимал нынешний глава государства Владимир Путин. Напомним, в ходе традиционной "прямой линии" с народом в декабре 2010 года Путин, комментируя процесс по делу ЮКОСа, заявил, что "вор должен сидеть в тюрьме".
Это заявление было сделано за неделю до начала оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву. Премьер, однако, заявлял, что никакого давления на суд "Ведомости". 23% - за принудительные работы, 16% - за крупный штраф, 13% ответивших - за срок от двух лет, 8,7% - за арест в несколько месяцев, 8,2% - за заключение от полугода до двух лет и 4% - за оправдание.
Большая часть населения против того, чтобы они остались в тюрьме после суда. Так, российское население, хотя в целом проинформировано об этом деле (лишь 21% о нем ничего не слышали, вдвое меньше, чем месяц назад), не восприняло версию обвинения, показало исследование "Левада-Центра". Лишь 22% опрошенных 20-23 июля считают, что девушек судят за хулиганство, остальные называют другие версии: за оскорбление церковных святынь и чувства верующих (32%), за призыв к уходу Владимира Путина из власти (12,7%), по совокупности трех упомянутых прегрешений (6%).
Как выяснили социологи, только треть россиян считают заключение на срок от двух до семи лет адекватным наказанием для девушек (в марте так полагали 46%). А 43% считают такую санкцию чрезмерной (35% в марте). Число тех, кто против наказаний за такие акции, выросло с 9 до 15%.
Примечательно, что и в руководстве страны некоторые выступают против того, чтобы девушки остались в тюрьме: об этом "Ведомостям" заявили два высокопоставленных собеседника в правительстве и Кремле. Оба отмечают, что они уже достаточно наказаны, а арест был отчасти вызван опасениями за безопасность самих подсудимых.