НТВ

После публикации указа президента о назначении даты выборов на 4 декабря партии начали предусмотренную законом процедуру подготовки к важнейшему для них событию и в новом сезоне и в четырехлетнем политическом цикле. С этого момента каждое действие, высказывание и даже прозрачный полунамек высокопоставленных партийцев необходимо рассматривать и оценивать исключительно в логике избирательной кампании.

Как отмечает сегодня "Российская газета", проигрыш на выборах в Думу в декабре будет равнозначен политической смерти для четырех российских партий, которые не доберут до 5% голосов. Среди кандидатов в "политические трупы" издание называет "Патриотов России", "Яблоко", "Правое дело" и "Справедливую Россию", которые в случае неудачи уже через год-другой, скорее всего, прекратят существование в своем нынешнем формате, так как пять будущих лет без больших кампаний - нереальный срок для сохранения в политической системе неудачников.

Напомним, что по данным социологов, пока только три партии имеют шанс набрать не менее 7% и создать фракции - это "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР. Таким образом, если симпатии россиян не изменятся, в нынешней Думе может оказаться минимальное число партий за всю историю российского парламентаризма.

Как отмечает газета, выборы-2011 могут стать последними парламентскими кампаниями и для нынешних лидеров КПРФ и ЛДПР - Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. По крайней мере во главе списков этих партий. И если они могут еще поучаствовать в качестве статистов в мартовских президентских выборах, но через пять лет усталость от них будет запредельной. А "искусственное сохранение их во главе партий будет опасным для системы в целом".

Что касается нынешней думской фракции "Справедливой России", то ее проход в парламент пока под вопросом - по данным рейтингов, "эсеры" могут не набрать 7%, необходимые для создания фракции.

Напомним, что, судя по опросам "Левада-центра", большинство россиян сомневается в честности будущих выборов в Думу. Более 50% опрошенных считают, что будет создана видимость выборов и только. А 54% утверждают, что при помощи грязных технологий, выборы будут нечестными.

Опасаясь возможных фальсификаций, оппозиционные партии уже решили объединить свои усилия в борьбе с фальсификациями на выборах. Как сообщают "Известия", 30 августа представители КПРФ, "Справедливой России", ЛДПР и "Яблока" договорились о подписании меморандума "О взаимодействии по контролю за выборами". Правда пока подписать меморандум готовы лишь столичные отделения этих партий. Взаимодействие будет идти по двум направлениям – координация действий наблюдателей и установка видеокамер на каждом избирательном участке. Как напоминает газета, на предыдущих выборах члены избиркомов выгоняли наблюдателей с видеоаппаратурой. Однако в партиях уверены, что имеют право на съемку, так как действующее законодательство это не запрещает.

Дабы не повторились "безобразия", которые творились на выборах в Мосгордуму, представители "оппозиционных" партий и готовы в день голосования работать вместе – "следить, писать и подавать жалобы".

Впрочем, социологи уверены, что ссылки на фальсификацию выборов не помогут некоторым партиям объяснить свое будущее поражение. Как заявил "Радио России" генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, партии, "которые созданы искусственно или не пользуются реальной популярностью у населения", будут заявлять, что "выборы несправедливы, что их опять загнали в политический угол, что не дали реализоваться". "На самом деле победят сильнейшие. А сильнейшими сегодня являются три наиболее опытные партийные структуры, имеющие опыт не только электоральной борьбы, но и парламентскгой деятельности, которым есть что предъявить избирателям. Ну, от "Единой России" никуда не деться, а также от КПРФ и либеральных демократов", - отметил Мухин.

Что касается "Справедливой России", то она сейчас "находится на грани выживания". "Некоторые действия ее руководства повлекли за собой серьезный политический кризис, и сейчас весьма остро стоит вопрос о том, на какие деньги она будет вести избирательную кампанию. Последние заседания руководства "Справедливой России" выявили ситуацию, о которой Сергей Миронов буквально сказал, что избирательную кампанию партия будет делать буквально "на коленке", - то есть денег нет, и кампанию придется делать усилиями самих сотрудников-однопартийцев".

Мнения о "последних днях" справедливороссов придерживается и замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, который в 2001–2008 годах занимал должность замглавы Управления внутренней политики администрации президента России.

В интервью "Известиям" он заявил, что конец "Справедливой России" близится не потому, что ее лидера Сергея Миронова "ушли" с поста главы Совета Федерации, а потому что "эсеры" некоторое время назад выбрали неверную стратегию и тактику. По его мнению, для СР всегда главным ресурсом был именно Совет Федерации, "а сейчас его нет, и партия начинает давать сбои". Теперь их единственным ресурсом остаются слабости единороссов и коммунистов. Но если бы КПРФ была более организованной, то "Справедливая Россия" давно бы уже перестала существовать, уверен эксперт.

Он напомнил и о странной ситуации, когда Миронов говорит, что партию душат из администрации президента, и в тоже время ссылается на закрытые опросы партии власти ("Единой России"), которые показывали, что рейтинг "эсеров" составляет 9,6%. "Миронов не доверяет независимым социологам, но зато с удовольствием доверяет социологам "Единой России". Очередная предвыборная пропагандистская шелуха... Пусть тогда открыто расскажет, где он взял эти "закрытые опросы", - заметил политолог, напомнив, что уходы Бабакова, Шестакова, Вторыгиной в Народный фронт показали бесперспективность партии.

Экс-замглавы Управления внутренней политики администрации президента рассказал, как создавали "эсеров"

Администрация президента не только в начале поддерживала развитие "Справедливой России", но делала это регулярно, заявил "Известиям" бывший замглавы Управления внутренней политики администрации президента России, а ныне научный руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

"В начале 2002 года президент Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон решил задать респондентам вопросы по теме экологии. На традиционном четверговом совещании у заместителя руководителя администрации Владислава Суркова он предъявил гипотезу, что в электорате появилась и постепенно увеличивается новая ниша - "зеленых". Прошедшие фокус-группы подтвердили - людей действительно волнует экология. После чего Сурков вместе с тогдашним руководителем администрации Александром Волошиным решили обсудить эту тему с президентом и предложили создать "на вырост" специальную "нишевую" партию", - вспоминает бывший кремлевский чиновник.

"Президенту идея понравилась, и он не только ее одобрил, но и нашел новой партии руководителя - знакомого ему по Питеру Сергея Миронова. Тот возглавлял движение "Воля Петербурга", окучивающее в северной столице "зеленую" тему... К этому времени Сергей Михайлович уже стал председателем Совета Федерации и нуждался в политической поддержке... На фоне предшественника-тяжеловеса (губернатора Орловской области Егора Строева) он никак не становился "своим" в верхней палате, необходимых ресурсов и влияния у него не было.

Уже в 2003 году при поддержке администрации в новоявленную "Партию жизни" под Миронова объединили несколько экологических движений. Символом новой партии с подачи Миронова была выбрана выхухоль - автохтонный нехищный зверек. Смешной и мало кому известный. Миронов настоял на названии "Партия жизни", "хотя ему с самого начала говорили, что подобное имя для серьезной партии выглядит глуповато".

"Когда Миронов первый раз появился в Кремле, он выглядел не очень заметно, одетый в потертый твидовый пиджачок, с немного блуждающим взглядом. Присутствовавшие в тот момент в высокой приемной даже не знали, куда прочат нового незнакомца, но поскольку по поведению чувствовалось, что у него "серьезные рекомендации", то начали задавать вопросы - кто это такой? Когда кто-то сообщил, что это будущий сменщик Строева, в это почти никто не поверил - кандидатура по тем временам казалось экзотической", - рассказывает Чеснаков.

"Первые выборы 2003 года партия Миронова выполняла роль спойлера, выступая в союзе с похожей по странностям в поведении партией Селезнева ("Партия возрождения России"). После с блеском проваленных выборов стало понятно, что в том объеме и качестве, в котором в ПЖ были набраны "Хранители радуги" и другие представители "меньшинств гражданского общества", они реальную партию создать не в состоянии. Все стремительно маргинализировалось, и проект завис. Миронов начал искать выход и обратился за поддержкой к Владиславу Суркову. В конце марта 2006 года в Российской академии госслужбы состоялась встреча, на которой прозвучало выражение Суркова "вторая нога" применительно к партии, способной помочь политической системе, если вдруг начнет "затекать" опорная сила - "Единая Россия"... В первоначальный замысел проекта "зеленых" уже мало кто верил - сменилась политическая повестка. Но приближались очередные выборы, и нужно было как-то выживать".

С внешней стороны новая трансформация выглядела вполне цивильно - большинство европейских социал-демократических и социалистических партий активно используют темы социальной справедливости, защиты меньшинств и экологии. На основе идеологии "второй ноги" был затеян проект объединения ПЖ, "Родины", "Партии пенсионеров" и СЕПР.

Как рассказал политолог, тогда Миронов пообещал Кремлю "оставаться в системном поле" и напомнил, что "Справедливая Россия" участвовала в различного рода традиционных консультациях и совещаниях в Кремле. И даже раз в две недели обсуждала многочисленные вопросы, связанные с политическим планированием, также как и "Единая Россия": "раз в две недели были встречи с ЕР, а между ними - "эсеры".

"Ни для кого не секрет, что создать фракции в большинстве законодательных собраний регионов без поддержки Кремля "эсеры" были не в состоянии. Иногда им просто помогали, иногда просили "Единую Россию" не мешать. Даже тогда, когда "эсеры" действовали в ущерб правящей партии", - напомнил бывший замглавы Управления внутренней политики администрации президента.