НТВ-Плюс

С таким заголовком вышла во вторник статья в ежедневной научной газете Cristian Science Monitor, опубликованной на сайте Инопресса.Ру. В стране разгорелась дискуссия о роли ислама в сборной страны, которая часто носит скандальный оттенок.

Сможет ли Турция, страна со слабой экономикой и больным премьер-министром, найти свое спасение в футболе? Если судить по реакции людей на первый в истории выход сборной страны в полуфинал чемпионата мира, то сможет. В ту ночь в Анкаре и Стамбуле было практически невозможно уснуть. Тысячи болельщиков ликовали и танцевали на улицах.

Главной темой дискуссий в переполненных барах была плохая форма турецкого бомбардира Хакана Шукюра. Но газеты как всегда писали о напряженных отношениях светских властей с мусульманским населением. Видимо, даже футбол не может заставить Турцию забыть о своей главной проблеме - опасности прихода к власти ислама.

Спортивный журналист популярной газеты "Миллиет" Тункай Озкан обвинил турецкую команду в том, что она "страдает от болезни, свойственной всему турецкому спорту, - приравнивания профессионализма к набожности, предпочтения молитвы перед мастерством". Он заявил, что турецкие футболисты попали в руки исламской секты "тарикат", возглавляемой Хаканом Шукюром. Тренер не может контролировать решения игроков, группировка Шукюра сама решает, кто поедет домой, а кто останется в сборной, кто выйдет на поле, а кто будет сидеть на скамейке. Озкан даже предположил, что члены сборной отказываются давать пас тем, кто не молится.

Реакция на слова журналиста была мгновенной и жесткой. Озкан сообщил, что в своих письмах разгневанные читатели называют его еретиком. Ахмет Джакир, журналист либеральной газеты "Радикал", высказал более умеренную точку зрения. "Эти заявления абсурдны и основаны на одном-единственном свидетельстве - группа игроков молится по пятницам, - заметил он. - Все это преподносится так, будто они прелюбодействуют и развратничают".

Русен Джакир, журналист, автор нескольких книг о политическом исламе, считает, что тенденция считать любую религиозную деятельность фундаментализмом - это тоже своего рода фундаментализм. "Бразильские игроки тоже религиозны, - говорит он. - Но делает ли бразильская пресса подобные заявления?" Сам факт обсуждения всех этих вопросов свидетельствует о том, что "отношения между религией и обществом в Турции находятся в состоянии вечного кризиса".

Начиная с восьмидесятых и девяностых годов, когда произошел стремительный взлет исламской партии "Рефах", светские власти и пресса всерьез говорят о том, что политический ислам оказывает все большее влияние на спорт.

"В качестве первой цели ислам избрал сельские, традиционно религиозные команды борцов", - рассказывает Зинджал Улук, футбольный обозреватель ежедневной газеты "Сабах". Следующей жертвой ислама стал "Галатасарай", самый успешный турецкий футбольный клуб, где играет Шукюр. "Флория, штаб-квартира команды, стала исламским центром, - сказал Улук. - Игроки просили разрешить им поститься во время рамадана. Тренеры запрещали им это делать, потому что это плохо отражается на спортивной форме".

Больше всего споров ходит вокруг фигуры Шукюра. Его роль в этой странной ситуации заставляет задуматься над важными проблемами, которые приходится решать стране. Турцию часто называют единственным мусульманским государством со светской конституцией, но многие убеждены, что доктрину отделения церкви от государства в ее нынешнем виде необходимо пересмотреть. "Доктрина отделения церкви от государства в Турции отличается от западно-европейской модели, где свободная церковь существует в свободном государстве", - говорит Мустафа Эрдоган, член Ассоциации либерального мышления. В Турции религия находится в руках государства.

Своими корнями дискуссия о футбольной секте "тарикат" уходит в конфликт, возникший в 1923 г., когда была создана республика. Последние султаны пытались сохранить власть, призывая к мусульманскому единству. "Республиканцы настаивали на других общенациональных ценностях, стремясь объединить Турцию", - говорит Джакир. Многие считали, что ислам мешает модернизации. "Тарикаты" были влиятельными организациями, способствовавшими общественной солидарности. Власти считали их своими соперниками и подавляли, но полностью искоренить эти секты не удалось.

"Обе стороны должны отказаться от своей привычки смотреть друг на друга сверху вниз", - сказал обозреватель "Харриет" Джунейт Улсевер.