США втянуты в то, что может оказаться конфликтом, подобным холодной войне, борьбу, которая может продлиться не одно десятилетие, за искоренение терроризма во всем мире, против экстремистов, мечтающих править миром, заявил в четверг министр обороны Соединенных Штатов Дональд Рамсфельд.
Рамсфельд разработал широкую стратегию того, что военные и администрация Джорджа Буша называют "долгой войной", уподобляя лидера "Аль-Каиды" Усаму бен Ладена Адольфу Гитлеру и Владимиру Ленину, убеждая американцев не отступать в войне, возможно многолетней, пишет в пятницу газета The Washington Post.
Глава Пентагона заявил, что налицо тенденция недооценивать угрозу, которую террористы представляют для глобальной безопасности, и подчеркнул, что на кон поставлена свобода. "Ими движет военизированная идеология, прославляющая убийство и самоубийство, у них нет территории, которую надо защищать, им нечего терять, и либо им удастся воспринять наш образ жизни, либо нам удастся изменить их", - заявил Рамсфельд в речи, произнесенной в Национальном пресс-клубе.
С речью, озаглавленной "Долгая война", он выступил накануне публикации Пентагоном "Четырехлетнего военного обзора" (Quadrennial Defense Review - QDR - прим. ред.), в котором изложено, как армия США будет реагировать на угрозы безопасности на протяжении следующих 20 лет. Планы, которые будут обнародованы сегодня, включают в себя увеличение мобильности армии и ее способности отвечать на нестандартные угрозы, что Рамсфельд считает необходимыми составляющими модернизации после холодной войны.
Рамсфельд заявил, что в нынешней войне главными для страны являются три стратегии: предотвратить получение террористами оружия массового уничтожения; защитить территорию США; помочь союзникам в борьбе с терроризмом. Он подчеркнул, что для достижения этих целей может потребоваться много времени.
Обзор QDR, который, согласно решению конгресса США, публикуется раз в четыре года, начинается словами: "США - это страна, ведущая войну, которая может быть долгой". Обзора очень ждали в вашингтонских военных кругах из-за кардинальных изменений глобальной роли американской армии с 2001 года, когда был опубликован предыдущий обзор. Ожидания связаны еще и с тем, что Рамсфельд и его команда возглавляют военное ведомство больше четырех лет, отмечает американское издание (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Стратегия построена на уроках, полученных армией в ходе войн в Ираке и Афганистане и глобальной войны с терроризмом и заставивших Пентагон переместить акценты в три новых сферы.
Во-первых, это "нестандартные" операции против мятежников, террористов и других противников, не представляющих какое-либо государство. Ирак и Афганистан являются "первыми сражениями" войны против исламских экстремистов, которые стали "гораздо опаснее", чем раньше, так как технические достижения позволяют им действовать на глобальном уровне, заявил в выступлении в среду заместитель министра обороны Гордон Ингланд.
В обзоре также говорится о защите территории США от "катастрофических" терактов с использованием ядерного, химического или биологического оружия. И, наконец, в нем изложены планы по сдерживанию усиления военной мощи таких держав, как Китай.
Стратегия, изложенная в обзоре, получила высокую оценку аналитиков благодаря верной диагностике проблем, которые придется решать армии США. Однако его авторам в меньше степени удалось превратить концепции в конкретные задачи, отмечают эксперты.
В обзоре нет радикального изменения "силовых составляющих" - набора ситуаций, с которыми армии, как ожидается, придется иметь дело. Главным изменением является признание того, что армии, вероятно, придется осуществлять долгосрочные операции по обеспечению стабильности и прибегать к быстрой переброске в горячие точки мира. Это не "тектонические сдвиги", отметил в среду заместитель начальника Генерального штаба адмирал Эдмунд Джамбастиани.
Новая стратегия предусматривает выделение ресурсов на ускоренное развитие боеспособности, направленной против враждебных государств, и новые инвестиции, направленные на противодействие ядерной и биологической угрозе, например, на создание подразделений, способных обезвредить атомную бомбу. Но стратегия уделяет сравнительно мало внимания важнейшим боевым системам, таким как истребитель Joint Strike Fighter или сухопутные боевые системы. Это почти не оставляет возможности для инвестиций в новаторские программы, пишет The Washington Post.
Рамсфельд заявил в четверг, что одним из самых трудных сражений, предстоящих США, является признание серьезности террористической угрозы и насущной необходимости воевать с врагами страны. Он отметил, что перед Западом стоит сложнейшая задача, так как террористы тайно действуют во многих странах и готовы к длительным перерывам между терактами. Военные эксперты называют использование термина "долгая война" признанием того, что конца ей не видно.
Глава Пентагона отметил, что он не верит в войну одним ударом: она "будет затухать в течение длительного времени, по мере того, как все новые страны будут добиваться успеха", подобно тому, как демократии брали верх над коммунизмом в холодной войне. Он добавил, что первые десятилетия холодной войны тоже характеризовались неуверенностью и сомнениями.
"Террористы могут выиграть эту войну, только если мы растеряемся, сдадимся, решим, что это неважно, или втянемся в споры друг с другом, дав им время на перегруппировку сил и восстановление в Ираке или других странах", - подчеркнул министр обороны США.
Ранее, в начале декабря прошлого года некоторые подробности обзора QDR опубликовала другая американская газета - The Washington Times. Два чиновника сообщили изданию, что Пентагон принял решение сохранить за собой возможность воевать на два фронта - участвовать в двух крупных военных конфликтах одновременно.
По данным чиновников, в обзоре будет содержаться требование, чтобы Пентагон располагал регулярными и резервными войсками, которые бы могли отразить атаку и завладеть территорией противника в одной войне и одновременно одержать победу над вторым противником, не обязательно занимая столицу вражеского государства.
Концепция двух войн имеет следствием другие важные моменты, такие как размеры регулярных и резервных войск, количество самолетов-истребителей и авианосных ударных групп, а также типы основных систем вооружения, которыми необходимо обеспечить армию.
По данным источников The Washington Times, четырехлетний план обороны 2005 годав целом подтверждает текущую стратегию, известную как "1421". Первая цифра символизирует защиту внутренних границ. Четверка обозначает способность отразить враждебный удар в четырех мировых регионах. "Два" - это возможность победить двух противников практически одновременно. Последняя единица означает способность одержать решительную победу над одним из этих противников и занять при необходимости его территорию.
Группы планирования Пентагона в течение нескольких месяцев работали над основными положениями QDR и в определенный момент задумались, есть ли потребность в одновременном ведении двух войн. Однако составители плана, исходя из догмата "состояния оперативной готовности", пришли к выводу, что модернизированные вооруженные силы даже в условиях международной войны с терроризмом могут удовлетворить основные требования этой концепции.
Чиновники Пентагона считают, что преобразование 10-дивизионной регулярной армии в 70 мобильных бригад позволит армии в будущем оперативно реагировать на возможные вызовы, используя меньшее количество солдат. Кроме того, они считают, что современный флот с 11 авианосными ударными группами вместо 12 представляет большую ударную силу благодаря лучшему вооружению и совершенствованию координации с разведкой, отмечала The Washington Times.