Генеральная прокуратура Финляндии приняла решение освободить от наказания лиц, участвовавших в России в похищении сына россиянки Риммы Салонен. Об этом сообщил официальный представитель гражданки РФ в Финляндии Йохан Бекман.
"Сегодня мы получили решение генеральной прокуратуры, согласно которому снята всяческая вина с мужа Риммы Пааво Салонена, его товарища Эркки Койвонена и дипломата Симо Пиетиляйнена, похитивших в 2009 году в городе Балахна Нижегородской области у матери тогда еще пятилетнего Антона", - сказал он "Интерфаксу" в пятницу.
По его словам, в решении прокуратуры говорится: "вывоз ребенка из России был якобы совершен в соответствии с разрешением местных властей города Балахна". Не нашла финская прокуратура и вины сотрудника генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Пиетиляйнена, вывезшего ребенка в багажнике дипломатической машины.
"По мнению прокуратуры, это было "незначительное нарушение, не заслуживающего уголовного преследования", а вся операция с похищением ребенка была якобы проведена "исходя из гуманитарных соображений, поскольку ситуация была в тупике и иным способом ее решить было невозможно", - отметил защитник россиянки.
Он подчеркнул, что прекрасно знает всю историю с похищением и что "нет никаких документов, якобы подтверждающих разрешение властей города Балахны вывезти ребенка". "Мало того, в России против похитителей возбуждено уголовное дело и это прекрасно известно финской стороне, которой были предъявлены соответствующие документы", - напомнил представитель Риммы Салонен.
Бекман отметил, что "все последующее время ребенок был лишен права жить с матерью, в результате чего он сейчас уже почти совсем не говорит на родном, русском языке". По его словам, "в истории финляндско-российских отношенийэто вопиющий случай самого грубого нарушения международного права и конвенций по защите ребенка".
Дело семьи Салонен
Римма познакомилась с Пааво Салоненом в середине 90-х годов. В то время она работала косметологом и жила в Таллине вместе с сыном Никитой от первого брака. Затем она потеряла работу. В 1995 году Римма и Пааво Салонен поженились. Пааво старше жены на 17 лет, он оставил свою прежнюю супругу и двух сыновей.
В браке финн и русская прожили семь лет. На развод подала Римма, которая призналась, что так и не смогла полюбить мужа. О том, что Римма беременна, Пааво узнал уже после развода и сначала не признал ребенка. Родившийся ребенок получил российское гражданство по матери. После развода судом было установлено совместное опекунство родителей над Антоном.
Затем, по словам Риммы, Пааво уговорил ее оформить отцовство. "Говорил, что поможет дать ребенку образование", - рассказала она. Тогда Антон получил двойное гражданство.
Согласно рассказу Риммы, бывший муж следил за ней, дважды подавал в суд, чтобы отсудить ребенка. В частности, Пааво Салонен подавал в российский суд, заявив, что Римма оформила сыну российское гражданство незаконно, то есть без разрешения отца.
Римма бежала в Санкт-Петербург, а затем к подруге в Нижегородскую область. Пааво, узнав о побеге, выступил с обвинительной речью на финском телевидении. Финская общественность встала на его сторону. После побега Риммы с Антоном в Россию финский суд передал все права опекунства единолично Пааво.
12 апреля 2009 года несколько человек, в том числе отец мальчика, похитили ребенка у Риммы. При содействии сотрудника генконсульства Финляндии в Петербурге Симо Пиетиляйнена Пааво Салонен в дипломатическом автомобиле, не подлежащем досмотру, тайно вывез сына из России.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 14 мая 2009 года в телефонном разговоре с финским коллегой заявил протест, назвав вывоз ребенка из страны вопреки воле матери "грубым нарушением российского законодательства".
Позднее Салонен позвали в Финляндию под предлогом встречи с Антоном и задержали по обвинению в похищении человека и лишении его свободы. 13 октября 2009 суд Тампере приговорил Римму Салонен к 1,5 года условного заключения и штрафу в 25 тысяч евро. При этом суд разрешил Римме Салонен видеться с сыном два раза в месяц в сопровождении представителей полиции и социальных работников.
Однако органы социальной опеки запретили матери и сыну разговаривать во время встреч на родном для них языке. Эйи Куокка, руководительница социальной службы города Кокемяки, где живет Антон Салонен, в пояснительном письме административному суду заявила, что запретила разговаривать Антону на русском языке, потому что это "противоречит интересам ребенка".
Как сообщил ранее Бекман, по мнению Салонен, процесс является показательным. По ее словам, это попытка "прикрыть преступления финских властей в похищении и контрабанде ее сына". Отметим, впрочем, что многие моменты этой непростой семейной истории, как и нескольких похожих на нее, пресса узнает лишь со слов самого Бекмана, которого многие упрекают в необъективности.