World Economic Forum / commons.wikimedia.org

Дочери бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова Гульнаре Каримовой и бывшему главе ООО "Уздунробита" (дочерняя компания МТС в Узбекистане) Бехзоду Ахмедову предъявлены обвинения во взяточничестве и отмывании денег на $865 млн, сообщается на сайте прокуратуры Южного округа Нью-Йорка. Ведомство заявило, что обвиняемые участвовали в "одной из крупнейших в истории коррупционных схем за рубежом".

По данным прокуратуры, Бехзод Ахмедов был организатором крупной взяточнической схемы, в которой участвовали МТС и две другие телекоммуникационные компании - VimpelCom Ltd. (сейчас Veon, владеет российским "Вымпелкомом") и Telia, а также их дочерней компании в Узбекистане. Каримову обвинили в использовании своего служебного положения "для вымогательства и получения взяток на сумму более $865 млн от трех публичных телекоммуникационных компаний и последующем отмывании этих денег через финансовую систему США".

Напомним, власти США и Нидерландов с марта 2014 года вели расследование в отношении операторов МТС, Vimpelcom (ныне Veon, материнский холдинг оператора "Билайн") и шведской Telia (ранее TeliaSonera). Операторов обвиняли в том, что они в течение нескольких лет платили сотни миллионов долларов структурам, близким к дочери покойного президента Узбекистана Гульнаре Каримовой, за получение частот и право работы в стране.

В феврале 2016 года Vimpelcom согласилась заплатить штраф в 795 млн долларов. В сентябре 2017 года Telia также достигла соглашения с регуляторами - для этой компании штраф составил 965 млн долларов. Сумма штрафа для российского мобильного оператора МТС составит 850 млн долларов.

После скандала с делом TeliaSonera в октябре 2013 года в Узбекистане началась комплексная проверка деятельности Гульнары Каримовой и ее приближенных. В результате были закрыты принадлежащие ей теле- и радиоканалы, фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана" и другие курируемые дочерью президента благотворительные организации, а часть собственности ее соратников была конфискована в пользу государства.

С 2013 года Каримова находилась под домашним арестом, в 2017 году ей предъявили новые обвинения и заключили под стражу. На днях суд ужесточил наказание Каримовой, переведя ее из дома, где находилась в связи с ограничением свободы, в колонию общего режима. Узбекские СМИ сообщили о том, что Каримова покончила с собой в колонии, связав это с ужесточением наказания, однако в генпрокуратуре Узбекистана опровергли эту информацию, заявив, что Каримова отбывает наказание в установленном порядке.