SenateKz / commons.wikimedia.org

Особняк на одной из самых дорогих улиц Лондона Бишопс-авеню, дом в престижном районе Хайгейт и квартира в Челси, арестованные в прошлом году по запросу британских правоохранительных органов как "необоснованное богатство", оказалась собственностью Дариги Назарбаевой и ее старшего сына Нурали Алиева, выяснила Русская служба BBC в совместном расследовании с Finance Uncovered и "Трансперенси Интернешнл".

Британские власти сообщали, что недвижимость связана с политически заметной фигурой, но не называли ни адресов, ни имен. В минувший вторник судья Высокого суда Лондона разрешила раскрыть информацию, не приняв возражений собственников. Назарбаева и ее сын оспаривают в суде арест своей недвижимости, купленной несколько лет назад более чем за 100 млн долларов. Ее текущая рыночная стоимость может быть намного выше.

Недвижимость оформлена на три офшора, зарегистрированных на Нидерландских Антильских островах, в Панаме и на британской заморской территории Ангилья. По мнению следователей Национального агентства по борьбе с преступностью (NCA), дома были куплены на преступные доходы ныне покойного экс-супруга Дариги Назарбаевой Рахата Алиева. Адвокат же утверждает, что он не может иметь отношения к лондонской недвижимости, купленной после 2008 года, так как развелся с Назарбаевой в 2007 году.

Защитник заявила, что дело притянуто за уши, и обвинила следователей в "абсурдно патриархальном представлении о мире": по ее словам, Назарбаева - самостоятельная женщина и способна заработать сама. По словам адвокатов и семьи, они предоставили NCA все документы о том, как Назарбаева управляет своими деньгами и как организовано владение ее недвижимостью с прицелом на оптимизацию налогообложения.

Новые предписания (Unexplained Wealth Orders) можно выписывать только с санкции Высокого суда и лишь двум категориям людей: политически заметным фигурам из-за пределов Европы и любым подозреваемым в тяжких преступлениях, без оглядки на гражданство. Если Назарбаева, Алиев и их офшоры успешно оспорят ордер в суде, его отменят. В противном случае им придется выполнить предписание и доказать законное происхождение средств. Если они не смогут этого сделать, правоохранительные органы выступят с ходатайством о конфискации и продаже имущества с молотка, эти средства пойдут в британскую казну.

Арест был одним из первых актов новой кампании, направленной на борьбу с отмыванием сомнительных капиталов через покупку домов в Британии. Инструмент этой борьбы - ордер, позволяющий конфисковать имущество, если владелец не докажет, что оно нажито честно. Первый такой ордер был выписан еще в 2018 году жене госбанкира из Азербайджана Замире Гаджиевой, и лишь недавно суд отклонил ее возражения, поставив в деле точку и дав старт кампании против незаконно нажитого имущества, приобретенного в Великобритании.