Reuters

В Северной Ирландии, в местечке Лох-Эрн, открывается 39-й по счету саммит "большой восьмерки", посвященный вопросам экономики и сирийскому кризису. Утром в понедельник туда из Лондона прибывает президент России Владимир Путин, начавший свой рабочий визит в Великобританию накануне. Он переговорил с премьером Дэвидом Кэмероном, а также побеседовал с представителями британских экономических кругов при участии главных редакторов газеты The Financial Times и журнала The Economist. Планировалось, что Путин вылетит в Северную Ирландию в тот же день, но, как объяснили в пресс-службе Кремля, "британская сторона оказалась не готова" принять там лидеров G8 16 июня.

Владимир Путин станет первым российским лидером, который посетит эту часть Соединенного Королевства, отмечает ИТАР-ТАСС. В конце года председательство в "восьмерке" переходит от Великобритании к России. Очередной, уже юбилейный саммит этой неформальной организации, состоится в 2014 году в Сочи.

- Один против семерых: Путин становится все более чужим для Запада
- На саммите G20 в Лондоне Британия и США подслушивали разговоры Медведева

На полях форума в Лох-Эрне (начало в 15:45 по местному (18:45 по московскому) времени) в понедельник у Путина запланирован ряд двусторонних встреч, в том числе с президентом США Бараком Обамой. Это будет первая встреча лидеров за год (предыдущая состоялась 19 июня 2012 года на саммите "двадцатки" в Мексике). Основное место на переговорах займут вопросы противоракетной обороны, урегулирование в Сирии и совместная борьба с терроризмом, сообщил помощник российского лидера Юрий Ушаков.

Как выяснил "Коммерсант", к подписанию президентами РФ и США подготовлено пять групп важнейших документов. Однако часть из них лидеры могут попросту не успеть обсудить: на переговоры отведен всего час, а за год отношения между Москвой и Вашингтоном успели сильно подпортиться из-за обмена "черными списками" и запрета на американские усыновления.

В частности, к подписанию подготовлены три межправительственных соглашения и президентское заявление об установлении между Россией и США мер доверия в киберпространстве. Это подразумевает создание "горячей линии" на случай киберинцидентов, учреждение отдельной рабочей группы по вопросам информационной безопасности в составе президентской комиссии и укрепление сотрудничества в этой сфере между силовыми ведомствами и спецслужбами двух стран.

Переговоры об этом велись два года, последние формальности были, по данным газеты, улажены в четверг на встрече представителей МИДа РФ и посольства США в Москве. Если Путин и Обама подпишут эти документы, то будет создан мировой прецедент - до сих пор подобных соглашений никто не заключал.

Впрочем, содержание посланий, которыми президенты двух стран обменялись за месяц до нынешней встречи, выявило принципиальную разницу в их подходах к тому, как достичь прорывных договоренностей в стратегически важных областях. Если Обама предложил "двум великим державам с особой исторической миссией" решать глобальные задачи вместе и не отвлекаться на мелочи, то Путин, как знает "Коммерсант", в ответ, напротив, указал на все "мелкие раздражители", без устранения которых, по мнению Кремля, серьезно улучшить отношения невозможно.

Один против семерых: Путин становится все более чужим для Запада

Владимиру Путину придется нелегко и во время общих обсуждений в рамках саммита. Как пишут "Ведомости", ему впервые за президентскую карьеру придется выступить оппонентом остальных участников, поскольку позиции Москвы и Запада по сирийскому вопросу тоже различаются и за 2,5 года конфликта в этой стране попытки переубедить друг друга лишь привели к еще большему обострению.

Путин на саммите окажется один против семерых, ему следует психологически настроиться на это, говорит президент вашингтонского Центра глобальных интересов Николай Злобин. К России переходит председательство в G8, но разговор придется повести так, чтобы не вызвать отказа Обамы от участия в саммите G20 в Санкт-Петербурге в сентябре, которому Россия придает особое значение.

Политолог Федор Лукьянов тоже предупреждает: Путин столкнется с дружным непониманием российского подхода к сирийской проблеме. Но его позиция от этого не изменится, скорее всего, президент РФ наложит условное вето на все инициативы Запада, прогнозирует эксперт. Впрочем, по его мнению, к серьезному разрыву это не приведет: отношения, может, и не улучшатся, но Обама приедет осенью в любом случае.

Тем не менее Путин становится все более чужим для Запада, изоляционизм нарастает, делится наблюдением политолог Борис Макаренко. С принятием России в "восьмерку" действенность этого объединения несколько снизилась, констатирует он, но вопрос о пребывании России в клубе еще долгое время ставиться не будет.