Президент Белоруссии Александр Лукашенко утверждал, что Россия спровоцировала войну с Грузией. Такое мнение он высказал в разговоре с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом. Об этом говорится в материалах, которые продолжает публиковать сайт WikiLeaks.
Заверив министра, что Эстония никогда не была врагом Белоруссии, Лукашенко почти в течение всей встречи говорил о сложных отношениях с Россией.
В частности, как пишет "Русский репортер", Лукашенко говорил, что Минск могут заставить признать независимость Южной Абхазии и Осетии этой зимой в обмен на дешевый газ от России, а также о том, что именно Россия спровоцировала вооруженный конфликт осенью 2008-го года.
Вместе с тем Лукашенко дал понять, что старается воздерживаться от публичных прогрузинских акций. Так, он получил от Михаила Саакашвили приглашение посетить Грузию, но "не сделал этого, так как не хотел раздражать Кремль".
Из беседы становится очевидным, что Лукашенко отказался признать независимость Абхазии и Южной Осетии, рассчитывая в обмен получить экономическую помощь со стороны ЕС: "Лукашенко утверждал, что предпочитает, чтобы Беларусь была независимой, и был особенно расстроен, что ЕС не дал ему кредит на проведение реформы или на его непризнание Южной Осетии и Абхазии".
Это заставило Лукашенко задуматься о необходимости сотрудничества с ЕС. Как характерный пример Лукашенко привел Украину. Президент Беларусии "утверждал, что Украина предприняла многочисленные реформы, чтобы "понравиться" ЕС и НАТО, но в результате теперь Украина не более близка к членству в этих организациях, чем ранее, и кроме того, находится в экономическом и политическом кризисе".
Из переписки Госдепартамента США становятся понятны и некоторые причины последних российско-белорусских конфликтов. Как известно, в какой-то момент Лукашенко пошел на открытую конфронтацию с Владимиром Путиным, сделав ставку на отношения с Дмитрием Медведевым.
Цитата из отчета о визите Александра Лукашенко в Вильнюс: "Ушацкас (министр иностранных дел Литвы) спрашивал мнение Лукашенко о лидерстве в России. Лукашенко сказал, что думал, что Медведев укрепил свои позиции и обладает властью не меньшей, чем Путин". Таким образом, Лукашенко решил сыграть на предполагаемых противоречиях между Путиным и Медведевым, но ошибся – либо позиция Путина оказалась сильнее, либо они с Дмитрием Медведевым имели общий взгляд на отношения с Беларусью. Результатом стал и серьезный конфликт Лукашенко теперь уже с Дмитрием Медведевым.
Из дипломатической переписки следует, что пытаясь идти на сближение с западными странами, Александр Лукашенко в довольно жесткой форме отметает все попытки добиться существенного смягчения своей внутреннее политики. Хилари Клинтон отмечает: "И глава администрации президента Владимир Макей, и министр иностранных дел Сергей Мартынов сказали, что Беларусь хотела бы улучшить отношения с Западом и что правительство будет проводить реформы внутренней политики. (Но) все, что мы услышали, является неопределенной риторикой без каких-либо обязательств».
Александр Лукашенко довольно уничижительно отзывается о белорусской оппозиции, хотя при этом не идеализирует и свой моральный облик. Из отчета о встрече с Урмасом Паэтом: "Лукашенко ответил, что он и несколько членов оппозиции когда-то были союзниками, которые "вместе пили водку и распутничали". Однако эти люди стали его оппонентами после того, как он отказался повысить их. Лукашенко сказал Паэту, что оппозиция в Беларуси никогда не объединится, и существует только "за счет западных грантов". Кроме того, Лукашенко утверждал, что мог бы остановить поток денег на гранты в любое время, но не видит в этом необходимости, потому что те, кто их получают "безопасны".
Накануне приближающихся 19 декабря президентских выборов интересно и признание Александра Лукашенко, что он сам корректирует их итоги. Правда, не в сторону увеличения, а уменьшения числа голосов, поданных за его кандидатуру. В изложении его беседы с Урмасом Паэтом есть следующий факт: "Лукашенко также повторил более ранние утверждения, что на выборах 2006 года он фактически получил 93 процента голосов, но уменьшил заключительное число до 86 процентов, чтобы сделать итоги голосования более правдоподобными для Запада".