Европейский парламент принял в четверг резолюцию, призывающую российские власти немедленно отменить закон об "иностранных агентах" и привести действующее законодательство в соответствие с российской Конституцией и обязательствами страны по международному праву.
"Резолюция также осуждает недавно одобренные изменения в законе об "иностранных агентах", которые значительно расширят сферу его применения и будут дискредитировать людей, определяя их как "иностранных агентов". Эта мера часто используется против представителей гражданского общества, членов политической оппозиции и, кроме того, независимых журналистов", - говорится в коммюнике Европарламента по итогам голосования по данной резолюции на пленарной сессии в Страсбурге.
Президент России Владимир Путин подписал 2 декабря закон о дополнительном регулировании СМИ-иностранных агентов, согласно которому иноагентами могут быть признаны юридические и физические лица, распространяющие сообщения в СМИ-иноагентах или участвующие в их создании.
Это касается случаев, если такое лицо получает деньги и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, от иностранных СМИ-иноагентов, а также российских юридических лиц, учрежденных такими СМИ.
Госдума 5 декабря приняла закон, предусматривающий административный штраф до 5 млн рублей за нарушение порядка деятельности СМИ-иноагента, в том числе физлиц, работающих как СМИ-иноагенты.
Путин на пресс-конференции 19 декабря пояснил, что законом о гражданах-иноагентах Россия пытается ограничить иностранное вмешательство в свою политическую жизнь. Президент подчеркнул, что "мы же не запрещаем", нужно только давать знать, откуда идет финансирование, в том числе если иностранные деньги получает физлицо, которое затем передает их юридическому.
Тот кто платит, тот и заказывает музыку, говорит российский лидер. "Мы их не закрываем, но призываем обозначить иностранное финансирование", - подчеркнул Путин.
По словам президента РФ, термин "иностранный агент" придумали не в России, а в США в 1930-х годах, и с тех пор "он работает отлично". Но в России "правоприменительную практику надо совершенствовать", чтобы под закон об иноагентах не подпадали экологические и медицинские организации. "В отношении закона об иноагентах надо избежать расширительного толкования", - сказал Путин.
"Охота" на иноагентов как ответ "врагам" внутренним и внешним
Понятие "иностранный агент" было впервые внесено в резонансный закон о некоммерческих организациях (НКО), с позором принятый в 2012 году. Ужесточением законодательства власть ответила на волну протестов (так называемое "белоленточное движение" или "снежная революция"). Закон об НКО-иноагентах обязывает все некоммерческие организации, получающие денежные средства из-за рубежа и принимающие участие в политической деятельности, регистрироваться в качестве "иноагентов". В течение нескольких лет Минюст признал таковыми более 50 организаций, в том числе правозащитного профиля.
Многие отечественные НКО неоднократно выражали несогласие с таким положением и обращались в этой связи с жалобами в различные инстанции, в том числе в Европейский суд по правам человека. При этом долгое время было невозможно выйти из списка "иноагентов". Закон, который позволил это делать, появился лишь в феврале 2015 года.
Кроме того, власти России огласили патриотический "стоп-лист", в который вошли "нежелательные" организации. В июне 2015 года вступил в силу закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус "нежелательных в России" и запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства.
От введения закона об иноагентах пострадали не только те НКО, кого "заклеймили" подобным статусом. Например, старейшая и авторитетная в правозащитном сообществе организация "Московская Хельсинкская группа" по принципиальным соображениям отказалась от зарубежного финансирования, чтобы не становиться иноагентом. В итоге МХГ вообще лишилась источников финансирования. Уже в 2012 году организация объявила сбор пожертвований, а последнее время она выживает на средства от продажи гжели покойной главы МХГ Людмилы Алексеевой.
Очередной закон об иноагентах был разработан в конце 2017 года. Он стал реакцией уже не на внутреннюю, а на внешнеполитическую обстановку. Власти заявили, что приготовили "зеркальный ответ" на требование Минюста США к RT America (филиал российского госканала Russia Today) зарегистрироваться в качестве иноагента. СМИ, объявленное иноагентом в России в соответствии с новыми правилами, обязано выполнять все ограничения, установленные для НКО - иностранных агентов, и им грозит аналогичная ответственность за нарушение законодательства. Иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, могут быть признаны также частные лица в случае, если они распространяют сообщения или материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, и получают финансирование из-за рубежа.
Одновременно вводится возможность признавать иноагентами физических лиц и российских юридических лиц, которые распространяют или участвуют в создании информации СМИ-иноагентов и в той или иной форме финансируются из-за рубежа. К иноагентам могут быть применены положения закона об НКО-иноагентах "в порядке, установленном Минюстом России".
В частности, первичное нарушение порядка деятельности СМИ-иноагента повлечет за собой штрафы для граждан в размере 10 тыс. рублей, для должностных лиц - 50 тыс. рублей, для юридических лиц - 500 тыс. рублей. При повторном нарушении санкции возрастут для граждан до 50 тыс. рублей, для должностных лиц - до 100 тыс. рублей, для юридических лиц - до 1 млн рублей.
Предусмотрена и максимальная ответственность за грубые нарушения порядка деятельности СМИ-иноагента в виде штрафа для граждан в размере 100 тыс. рублей или арест на срок до 15 суток, для должностных лиц - штраф в размере 200 тыс. рублей, для юридических лиц - 5 млн рублей. Под грубым подразумевается неоднократное (более двух раз в течение года) нарушение закона о СМИ-иноагентах, совершенное как средством массовой информации, так и учрежденным им российским юридическим лицом, его сотрудником или представителем. Закон должен вступить в силу 1 февраля 2020 года.
Вести реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, а также физических и юридических лиц - иностранных агентов будет Минюст. Решение о включении в перечень или об исключении из него будет приниматься ведомством по согласованию с МИД России. Для работы в РФ иностранное СМИ-иноагент будет обязано учредить российское юридическое лицо в течение одного месяца со дня получения указанного статуса, а также уведомить профильное ведомство.
Согласно документу, в выходных данных зарегистрированного СМИ, участником (учредителем) которого является российское юридическое лицо, выполняющее функции иноагента, должно содержаться указание на то, что такое СМИ создано иностранным СМИ-иноагентом. Также вводится требование маркировать продукцию СМИ-иноагентов и запрет на ее распространение без маркировки. Такое же ограничение устанавливается на распространение данных материалов без маркировки в интернете.
Новые нормы позволяют блокировать интернет-ресурс иностранного СМИ-иноагента (или созданного им юридического лица) в случае нарушения правил распространения информации на основании постановления по делу об административном правонарушении.
Пока Минюст отнес к иностранным агентам десять СМИ. Это "Голос Америки","Idel.Реалии", "Кавказ.Реалии", "Крым.Реалии", телеканал "Настоящее Время", Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии".
Критика закона
Высказывались опасения, что по новому закону статус иноагента могут получить даже блогеры и пользователи соцсетей. Однако глава профильного комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин пояснил, что "в тексте [законопроекта] написано "могут получить", но это не значит, что обязательно получат даже при полном выполнении двух условий" (распространение материалов СМИ-иноагентов и получение средств из-за рубежа).
Иными словами, закон намерены применять избирательно, и как он повлияет на жизнь того или иного гражданина - не знает никто, даже его создатели. Это косвенно подтвердила и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она поручила комитету по конституционному законодательству и госстроительству мониторить правоприменительную практику по новому закону. "В случае каких-то нарушений либо избыточной практики применения реагировать, если нужно, внести дополнения и уточнения", - наказала она. Однако при этом верхняя палата проголосовала за сырой новый закон почти единогласно.
Эксперты отмечают, что предложенная поправками формулировка очень широкая. Медиаюрист Галина Арапова говорила, что закон в теории может коснуться граждан, которые работают в компаниях с иностранным финансированием, или ученых, получивших зарубежные гранты.
Раскритиковали закон и в Вашингтоне. Там пришли к выводу, что закон "может быть использован для подавления независимых голосов". "Мы призываем Россию соблюдать свою приверженность свободе выражения мнений, которую [глава МИД РФ Сергей] Лавров подтвердил [6 ноября] на конференции ОБСЕ", - написала в Twitter руководитель пресс-службы Госдепартамента США Морган Ортэгус.
Российское посольство в Вашингтоне отреагировало на запись Ортэгус, призвав США прекратить нарушать российский суверенитет. "Прекратите вмешательство во внутренние дела России. Между прочим, со времен дела Марии Бутиной ни один гражданин России не может чувствовать себя в безопасности в США и пользоваться "свободой выражения мнений", - подчеркивалось в ответном сообщении дипмиссии РФ.
С верой в то, что принятие закона еще можно остановить, к президенту обратились деятели культуры. Открытое письмо с просьбой отклонить законопроект подписали, в частности, музыканты Андрей Макаревич и Алексей Паперный, писатели Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Виктор Шендерович, художник-мультипликатор Гарри Бардин, актриса Лия Ахеджакова, режиссер Владимир Мирзоев, актер Андрей Смирнов, литературовед и издатель Ирина Прохорова, политики Лев Шлосберг, Леонид Гозман, правозащитники Лев Пономарев, Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, Борис Альтшулер, социолог Лев Гудков, кандидат исторических наук Сергей Дмитриев, физик Адам Гликман. Всего обращение подписали 60 человек, участников Конгресса интеллигенции.
"Обязанность регистрировать юридическое лицо - абсурдна", - говорится в письме.
"Первая же статья Гражданского кодекса говорит о недопустимости вмешательства в частные дела, о добровольности приобретения и осуществления гражданских прав", - подчеркивается в заявлении. Конкретный гражданин не может заранее предсказать последствия и основания применения нового закона к нему. Он посягает на базовые конституционные права, а оспорить его применение в суде будет почти невозможно, уверены правозащитники и деятели культуры.
"Клеймо иностранного агента дискредитирует человека в глазах его сограждан, умаляет его достоинство, несмотря на то, что он не совершал ничего плохого и противоправного, и не исполнял волю иностранных заказчиков", - говорится в открытом письме. Однако Владимир Путин оказался глух к этим доводам, подписав закон о физлицах-иноагентах.