Reuters

В Осло продолжается суд над Андерсом Брейвиком, обвиняемым в убийстве 77 человек в результате двойного теракта, совершенного в июле прошлого года. Понедельник - последний день, когда норвежский террорист выступает с показаниями. Брейвик вновь заявил, что его действия были оправданными, однако впервые выразил сожаление в связи с гибелью людей - впрочем, далеко не всех своих жертв.

Андерс Брейвик с самого начала не отрицал предъявленных ему обвинений. Сегодня он вновь заявил, что его двойной теракт был "маленьким варварством, призванным предотвратить большее варварство", цитирует BBC.

При этом "норвежский стрелок" выразил сожаление в связи с гибелью и ранением случайных прохожих в результате взрыва бомбы, которую он заложил в правительственном квартале в Осло. В частности, он принес свои соболезнования родственникам Кая Хауге, жизнь которого оборвал тот взрыв.

Когда же прокурор Инга Бейер Энг спросила, сожалеет ли он об убитых им на острове Утойя подростках, Брейвик ответил отрицательно, назвав этих своих жертв "законными целями", передает Sky News. По его словам, члены молодежного летнего лагеря правящей "Рабочей партии" участвовали в "разложении норвежского общества".

"Убить человека - это самая большая крайность, которую может совершить другой человек. Это противоречит человеческой природе. Это было еще более ужасно для тех, на кого я охотился. Но это было абсолютно необходимо", - заявил террорист в суде.

В ходе заседания Брейвик также подчеркнул, что в некоторой степени понимает чувства родственников убитых им людей, так как ему самому пришлось пережить "нечто похожее".

"Люди говорят, что потеряли своих родных. Но я тоже потерял всю семью, потерял друзей. Это был мой выбор. Я пожертвовал ими: я потерял всю семью и всех друзей 22 июля. Я потерял все", - цитирует его "Интерфакс".

Террорист утверждает, что во время своего "сафари" на Утойя он испытывал ни с чем не сравнимые негативные эмоции. "Наверное, для тех, на кого я охотился, это было еще страшнее. Но это было необходимо. Да, это было необходимо. Операция 22 июля была необходима", - снова повторил Брейвик.

Также он сказал, что не был уверен, что после массового убийства у политических лидеров Норвегии найдутся силы сохранить самообладание - он не исключал, что те могут отдать приказ расправиться и с ним, и с членами его семьи.

Напомним, сам процесс рассмотрения дела должен продолжаться десять недель. Главный вопрос, который предстоит решить в ходе этих слушаний, - является ли подсудимый вменяемым или нет. В ходе первой медицинской экспертизы врачи заключили, что он психопат и недееспособен, в то время как вторая экспертиза показала обратное.

По просьбе защиты Брейвика, ему придется пройти еще одну, третью по счету экспертизу на вменяемость. Ее проведет психолог Ульрик Мальт, который более 20 лет занимается нейропсихиатрией и психосоматической медициной. По словам адвоката обвиняемого Катрин Грендал, "был необходим еще один специалист, чтобы понять, почему его предшественники пришли к противоположным заключениям".

После бойни на острове Брейвик хотел угнать самолет и улететь в Россию

В ходе судебного заседания Андрес Брейвик заявил, что после бойни на острове Утойя он не рассчитывал вернуться оттуда живым, так как для него это уже не имело значения, тем не менее он рассмотрел как минимум один вариант бегства.

"Я собирался экспроприировать небольшой самолет Cessna в Форнебю. Я выяснял, как им управлять - посмотрел видео на YouTube", - заявил он, чем вызвал смех в зале, передает РИА "Новости".

По его мнению, побег из Норвегии на самолете вызвал бы всеобщее внимание прессы. "Если бы я, например, улетел в Россию, меня бы депортировали, но это бы широко освещалось в СМИ", - заявил он.

В ответ на это прокурор решила уязвить самолюбие Брейвика, напомнив тому, что тот не смог справиться даже с автомобилем, не зная, как включить на нем заднюю передачу. И ей это удалось: подсудимый раздраженно заявил прокурору, что "если захочет, может добиться чего угодно".