Иран может покинуть переговоры с "шестеркой" международных посредников по ядерной программе страны, если их участники будут навязывать свою волю Исламской республике. Об этом заявил главный иранский переговорщик замглавы МИД Ирана Аббас Аракчи, передает телеканал Press TV.
Соответствующее заявление иранский дипломат сделал в понедельник, 23 февраля, по окончании очередного раунда переговоров между "шестеркой" и Ираном, проходивших в Женеве. Аракчи назвал прошедшие переговоры "конструктивными и полезными", и заявил, что дальнейшие усилия на них должны быть направлены на достижение решения, которое устроит всех участников переговоров.
"Если этого не произойдет и одна из сторон попытается навязать свою волю в переговорах с помощью иных средств, чем переговоры, то мы, безусловно, покинем стол переговоров без всяких угрызений совести", - сказал Аракчи.
Таким образом он прокомментировал последнее высказывание госсекретаря США Джона Керри о том, что Вашингтон не намерен продлять переговоры с Ираном после 31 марта.
Президент США Барак Обама не имеет "никакой склонности" к тому, чтобы идти на продление сроков переговоров с Ираном за рамки установленных, заявил госсекретарь в минувшую субботу на пресс-конференции в Лондоне.
Новый раунд переговоров с Ираном пройдет 2 марта
Переговоры "шестерки" международных посредников (Россия, США, Китай, Великобритания, Германия, Франция) и Ирана проходили с 20 по 23 февраля в Женеве. По окончании их представитель Ирана заявил, что переговоры прошли в благоприятной атмосфере, дискуссия была "плодотворной", однако о прогрессе говорить рано, передает РИА "Новости". Представители делегации США комментировать итоги встречи не стали.
Новая встреча состоится 2 марта. В качестве места проведения источники называют Лозанну. Если договориться не удастся до 31 марта, то Вашингтон не станет подписывать не устраивающее его соглашение с Тегераном.
Предыдущий раунд переговоров состоялся в Женеве 18 января. По окончании переговоров Европейский cоюз распространил заявление, охарактеризовав их как серьезные и полезные. Однако переговоры осложнила позиция радикалов в американском конгрессе, передавало гостелерадио Русская служба ИРИ. 27 января они внесли в Конгресс законопроект, который позволит ввести новые санкции против Ирана, если странам "шестерки" и Тегерану не удастся прийти к соглашению по ядерной программе ИРИ после 30 июня.
Против этого проекта закона выступил президент США Барак Обама. Он пообещал наложить вето на любые новые санкции, которые может принять Конгресс до крайнего срока окончания переговоров с Ираном.
Группа сенаторов-демократов разработала проект резолюции, в соответствии с которой новые санкции против Ирана могут быть введены лишь после окончания переговоров во избежания подрыва усилий, направленных на достижение соглашения с Тегераном.
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что принятие конгрессом США новых санкций в отношении Ирана "убьет" промежуточное соглашение, которое Тегеран достиг в ноябре прошлого года в Женеве с "шестеркой" международных посредников.
Министры иностранных дел Великобритании, Германии, Франции и главы дипломатии ЕС призвали не вводить дополнительные санкции в отношении Ирана. При этом они предупредили о необходимости прибегнуть к новым санкциям в случае нарушения Ираном своих обязательств.
Западные страны подозревают Иран в создании ядерного оружия. Иран утверждает, что ядерная программа страны носит мирный характер.
Цель нынешних переговоров - выработка всеобъемлющего соглашения об окончательном урегулировании иранской ядерной проблемы. Оно должно было быть выработано еще в ноябре 2014 года, однако этого не произошло. До сих пор существует лишь "промежуточный план действий". Стороны продлили переговоры до конца июня 2015 года.
В ходе переговоров в 2013 году Иран согласился остановить строительство реактора в Араке, заморозить ядерную программу на полгода, а также уничтожить запасы урана, обогащенного до 20-процентного уровня. Ирану открыли доступ к замороженным ранее счетам госучреждений и компаний на общую сумму до 700 млн долларов в месяц. Тегеран, со своей стороны, пообещал не обогащать уран выше 5-процентного уровня.