Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд опубликовал ежегодный доклад "Состояние демократии, прав человека и верховенства права: императив для европейской безопасности", в котором было озвучено предложение по созданию общеевропейских стандартов блокировки в интернете и финансирования некоммерческих организаций. Ягланд также выразил обеспокоенность ситуацией со свободой СМИ на Украине и в Турции и намекнул на проблемы в РФ, при этом не упоминая название страны.
В опубликованном документе идет речь о том, что странам - членам Совета Европы требуется выработать общие правила по целому ряду вопросов, связанных с соблюдением прав человека, например блокировке или фильтрации интернет-контента, порядку "массовой слежки" или соблюдению прав журналистов.
Ягланд отметил, что в большинстве стран ЕС нет проблем с соблюдением прав граждан на свободу собраний, хотя и не везде оно воспринимается как "неотъемлемая составная часть плюралистической демократии", даже в странах с долгой историей демократического правления.
Проблема, по мнению генсека СЕ, заключается в том, что уведомительный порядок массовых собраний, как правило, на деле подменяется разрешительным, что позволяет чиновникам произвольно отказывать в проведении акций, которые считаются "пропагандирующими гомосексуальность".
В интернете Ягланд порекомендовал создание общих стандартов вмешательства государства в онлайн-свободу. "Самую большую озабоченность в связи с реализацией свободы слова в интернете вызывает блокирование, фильтрация и удаление интернет-контента, не имеющая под собой законных оснований или использующаяся произвольно", - отмечается в докладе.
Большинство стран - членов Совета Европы вообще не имеют законодательства, которое регулировало бы эти вопросы, напомнил Ягланд. К концу 2016 года комитету министров Совета Европы должен быть представлен черновой вариант общеевропейских стандартов регулирования сети, считает генсек.
Подобные стандарты должны быть выработаны к тому же сроку и в отношении практики "массовых слежек", которая применяется спецслужбами стран - членов Совета Европы. До конца года эксперты организации должны кодифицировать международные стандарты и практики такой слежки, уделив особое внимание защите личной информации и свободы самовыражения.
Ягланд раскритиковал законы об иностранном участии в СМИ и НКО "одной страны", намекнув на РФ
В своем докладе Ягланд раскритиковал принятые в "одной стране" законы об иностранном участии в СМИ и НКО. В его словах специалисты и журналисты сразу усмотрели отсылки именно к российскому законодательству.
"Законодательство одной страны дает основания для огульного лишения НКО регистрации, их роспуска или признания "нежелательными" на основаниях, которые неприемлемы. НКО встречают препятствия в своей деятельности, на них накладываются обязательства по финансовой отчетности и ограничения на иностранное финансирование", - говорится в документе.
Ягланд отмечает, что "в одной стране слишком широкое юридическое определение понятия "политическая деятельность" ограничивает участие НКО в политическом процессе".
В 2012 году в РФ вступил в силу закон, который обязал финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации регистрироваться в качестве "иностранных агентов". В 2013 году Минюст получил право признавать НКО "иноагентами" по собственному усмотрению.
Правозащитники указывали на неопределенность формулировок: не всем понятно, что имеется в виду под "политической деятельностью". Иностранным агентом стал, например, Сахаровский центр, который занимается просвещением, сохранением исторической памяти и поддержкой общественной дискуссии. В список неожиданно попал фонд "Династия", который занимался поддержкой молодых талантов, а финансировался из личных денег мецената Дмитрия Зимина.
При этом до недавнего времени было невозможно выйти из списка "иноагентов". Закон, который позволил это делать, появился в феврале 2015 года. Согласно документу, НКО может быть исключена из реестра иностранных агентов в том случае, если в течение года, предшествовавшего написанию заявления о выходе, не получала деньги "и иное имущество" из-за рубежа и (или) не занималась политической деятельностью.
Для организаций, которые будут включены в список иностранных агентов повторно, процедуру исключения предлагается усложнить. При этом правозащитники критиковали законопроект, отметив, что в нем не предусмотрено возможностей выхода из реестра для тех организаций, которые попадут в список третий или четвертый раз.
Это не единственное ограничение для НКО. В июне прошлого года вступил в силу закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус нежелательных в России и запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства.
Совет Европы раскритиковал Турцию и Украину за нападки на журналистов
В докладе отдельно сказано и о ситуации в СМИ, а также нападках на журналистов в Турции, на Украине и ряде других стран, которые вызывают обеспокоенность в Совете Европы. "Случаи запугивания журналистов и несбалансированное освещение событий в СМИ по-прежнему вызывают обеспокоенность в Албании, Азербайджане, Молдавии, Украине и Турции", - говорится в документе.
В СЕ указывают и на ряд других существующих проблем на Украине. Серьезные нарекания вызывает так называемый закон о люстрации. Ранее Венецианская комиссия неоднократно отмечала, что закон не соответствует рекомендациям СЕ.
"Эти меры могут быть лишь вспомогательными и отнюдь не являются наиболее адекватными для борьбы с коррупцией", - говорится в докладе. Лишь верховенство закона и действенная судебная система на Украине смогут решить проблему коррупции, заявляет Ягланд.
В тексте также отмечается, что Украина входит в число стран, где высок показатель неисполнения судебных решений. "Закон, гарантирующий исполнение судебных решений, вступил в силу в 2013 году. Однако пока власти всерьез не займутся этой проблемой, вряд ли этот закон будет иметь какое-либо реальное влияние на исполнение судебных решений", - пишет Ягланд.
"Серьезная политическая нестабильность на Украине препятствует поиску компромисса между правящей коалицией и оппозицией, что имеет важное значение для продвижения страны вперед", - резюмировал генсек Совета Европы.