Me / commons.wikimedia.org

"В разговоре с Зоей Световой Федермессер говорит: "Я не за власть и не против власти. Я за людей, которым не до власти, которым, все равно какая власть". И я думаю, что в этом есть глубокая интуиция о современной России", - пишет обозреватель и преподаватель НИУ ВШЭ в Facebook.

"Право на политику определяется тут в качестве привилегии, доступной только тем, чья жизнь продолжается. Федермессер же находит себя в таком человеческом горизонте, где политика не имеет никакого значения. Это одновременно чистое биологическое существование за пределами гражданского выбора, нулевая точка всякого разговора о политике, и метаполитика, разметка политической территории. Чтобы думать о власти, нужно прекратить умирать и поставить себя по ту сторону своего биологического существования.

Когда ты находишься в концлагере, а твоим надзирателем служит смерть, тебя не интересует, кто победил на выборах, при условии, что победитель не в силах освободить тебя. Важно выживать и сохранять человеческое достоинство. Это касается и твоих родственников, всего горизонта вашего существования вне гражданского общения. Смерть теперь снимает власть: никто не умирает как республиканские герои на глазах полиса.

Понятно, что под людьми, которым все равно, какая власть, Федермессер имеет в виду тех, кто находится в хосписах и их семьи. Но велик соблазн использовать эту метафору для большей части населения России, занятого повседневным выживанием.

Нам здесь не до власти, нам все равно какая власть, лишь бы протянуть еще месяц. Как вернуть жителей хосписа "Россия" в политику? И нужно ли это делать, если там нет спасения от нас самих".