"В мире, особенно в Латинской Америке, Фиделя Кастро воспринимали не столько как коммуниста, сколько как несгибаемого панамериканского лидера, символа неповиновения гринго, супердержаве США. На Кубе будут искренне оплакивать его смерть и сожалеть о нем. Кубинцы любили обаятельного Фиделя и гордились им, даже те, кто никогда не был коммунистом. Однако это не меняет сути дела: с точки зрения перспективы социализм Кастро завел Кубу в тупик", - пишет политик на своей странице в Facebook.
"Кастро как единоличный диктатор правил страной фактически более полувека - с 1959 по 2011 год. Много людей было репрессировано по политическим причинам, расстреляно, осуждено на длительные сроки заключения, помещено в трудовые лагеря... Около миллиона кубинцев эмигрировало.
В итоге главная проблема, оставшаяся Кубе в наследство после Кастро, - как из крайне отсталой страны стать современной, нормализовать отношения с США и развитым миром, но не утратить суверенитет. Исторической сложности задача! Кубинцы, однако, люди талантливые, будем надеяться, они справятся.
Жизнь Фиделя Кастро, о котором я узнал, еще когда пошел в первый класс, показала мне две важные вещи. Американцы более 50 лет не могли справиться с Кастро - ни мятежами, ни интервенциями, ни покушениями. Никак и ничем! Это значит, что возможности американских президентов и их спецслужб сильно преувеличены.
И второе. Даже незаурядный и талантливый политик - а Кастро, несомненно, именно таковым и являлся - не должен и не может спорить с естественным ходом истории. В противном случае он обречен на крах своих замыслов, а страна - на труднопреодолимое отставание и неопределенное будущее.
В заключение приведу одну цитату совсем молодого Кастро. В самом начале своей политической и революционной деятельности он сказал:
"Логика подсказывает мне, что если существует суд, Батиста должен понести наказание. И если Батиста не наказан, а продолжает оставаться хозяином государства: президентом, премьер-министром, сенатором, генералом, военным и гражданским начальником, исполнительной властью и законодательной властью, владельцем жизней и состояний, - значит, правосудия не существует... Если это так, заявите об этом открыто, снимите ваши мантии, подайте в отставку".
Молодой юрист Кастро хотел, чтобы всем было ясно: на Кубе одни и те же люди осуществляют и законодательную, и исполнительную, и судебную власть. Это неприемлемо, считал он. И хотя сам Фидель, к сожалению, позднее пошел именно этим путем, сказанные им тогда слова очень актуальны. Например, для России".