Известный искусствовед Елена Баснер задержана в Санкт-Петербурге в рамках уголовного дела о мошенничестве, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на начальника "антикварного" отдела регионального ГУ МВД Владислава Кириллова. Этот отдел ведет оперативное сопровождение уголовного дела по части 4 статьи 159 УК РФ ("мошенничество"), которое передано для расследования в региональное управление СК РФ.
"Накануне по решению Следственного комитета она задержана на 48 часов", - сказал Кириллов. Он добавил, что в ближайшее время будет решаться вопрос об избрании меры пресечения.
Специалист и исследователь русского авангарда начала ХХ века Елена Баснер долгое время была куратором отдела искусства XX века Государственного Русского музея. Согласно данным открытых источников, она - консультант шведского аукционного дома Bukowskis.
Дело о продаже поддельной картины известного русского художника Бориса Григорьева "В ресторане" было возбуждено еще в 2012 году по заявлению купившего ее коллекционера Андрея Васильева.
Елена Баснер, эксперт с мировым именем, подозревается в участии в мошенничестве, а именно при продаже поддельной картины Григорьева, которое коллекционер Андрей Васильев приобрел в 2009 году у издателя Леонида Шумакова за 7,5 млн рублей.
Елена Баснер выступила одним из посредников сделки. В 2011 году с участием экспертов центра Грабаря выяснилось, что картина поддельная: фактически такая же, но настоящая, находится в запасниках Русского музея. Васильев потребовал, чтобы Шумаков вернул ему деньги, но тот отказался, сообщив, что являлся лишь посредником, а работа принадлежала Елене Баснер. В свою очередь, эксперт объяснила коллекционеру, что владелец не она, а житель Таллина Михаил Аронсон, который, как выяснилось, был ранее судим за кражи, разбой и распространение наркотиков.
При этом Васильев не исключал, что фальшивка была изготовлена непосредственно в фондах музея или где-то поблизости. Коллекционер даже просил министра культуры Владимира Мединского провести проверку по этому поводу, сообщает "Фонтанка.ру".
В Русском музее претензии коллекционера отрицают. Один из заведующих хранительского отдела Григорий Голдовский заявлял "Коммерсанту" в 2012 году, что махинации, в которых подозревают музей, "абсолютно невозможны, исходя из системы охраны, выдачи и копирования произведений". По его словам, речь идет о произведении размером 50 на 70 см, копирование которого у всех на глазах должно было бы занять не один день, а копию было бы невозможно вынести из музея - на всех выходах установлены полицейские посты. Что касается подозрений в адрес Елены Баснер, работавшей в Русском музее до 2003 года, то, по мнению Голдовского, "представить, что она задумала и исполнила это преступление, можно только в бреду".
В свою очередь, Елена Баснер тогда же, в 2012 году, сказала газете, что начало уголовного расследования ее только радует, поскольку она сама заинтересована в том, чтобы правоохранительные органы объективно разобрались в этой истории. "Я уверена в собственной невиновности", - заявила она, подтвердив, что получила картину от Михаила Аронсона, о криминальном прошлом которого, как утверждает эксперт, ей ничего не известно. Что касается Леонида Шумакова, то он отметил газете, что уверен в подлинности картины, которую от него получил коллекционер Васильев. "Во всяком случае, обратного пока никто не доказал", - сказал он.
Следователи Петроградского района около года не могли возбудить дело по заявлению Васильева. Постановление об отказе в его возбуждении несколько раз выносилось, но отменялось прокуратурой или руководством следственного управления. Свою проблему Васильев также пытался решить через суд, однако проиграл гражданский иск к Леониду Шумакову 28 мая 2012 года по истечении срока давности. В июле 2012 года дело по факту мошенничества было возбуждено.
Провенанс картины Григорьева "В ресторане"
Карину Григорьева "В ресторане" в числе прочих его работ в 1913 году купил у художника богатый петербуржец Александр Бурцев, который опубликовал картину в своем журнале. До 2010 года это было единственной публикацией картины.
До 1934 года Бурцев жил в Ленинграде. После убийства Кирова его с семьей выслали в Астрахань, где расстреляли с женой как финских шпионов в 1938 году. Коллекция разбрелась по чужим рукам.
После войны профессор баллистики Борис Окунев купил эту картину в ленинградском комиссионном магазине. После его смерти вся коллекция досталась его дочери, которая в 1983 году передала ее по завещанию в Русский музей.
В 1986 году Русский музей издает каталог, где картину не воспроизводит, но описывает. Каталог составляла и писала предисловие искусствовед Елена Баснер.