В четверг, 12 февраля, в Берлине Науму Клейману будет вручена почетная награда "Камера Берлинале". Создатель Музея кино в Москве с 1992 по 2014 год был и его директором, но был снят с этой должности по воле российского минкульта
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова
В четверг, 12 февраля, в Берлине Науму Клейману будет вручена почетная награда "Камера Берлинале". Создатель Музея кино в Москве с 1992 по 2014 год был и его директором, но был снят с этой должности по воле российского минкульта
 
 
 
В четверг, 12 февраля, в Берлине Науму Клейману будет вручена почетная награда "Камера Берлинале". Создатель Музея кино в Москве с 1992 по 2014 год был и его директором, но был снят с этой должности по воле российского минкульта
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова

В четверг, 12 февраля, в Берлине Науму Клейману будет вручена почетная награда "Камера Берлинале". Создатель Музея кино в Москве с 1992 по 2014 год был и его директором, но был снят с этой должности по воле российского Минкульта.

Договор с 77-летним Клейманом, "синонимом российского киноведения", был расторгнут "в связи с истечением срока действия" после того, как он подписал письмо Киносоюза в поддержку Украины "Мы с вами!". У музея по-прежнему нет помещения, а у назначенного Министерством культуры нового директора, Ларисы Солоницыной, - конфликт с коллективом, напоминает DW, публикуя интервью со знаменитым киноведом.

Клейман назвал свою награду поддержкой музею и отметил, что награда адресована на самом деле "коллективу музея, который сделал в течение 25 лет то, что он сделал".

"Слава богу, все прошлые попытки обвинить в чем-то меня или музей растворились сами: сначала пытались найти какие-то финансовые нарушения - не получилось. Потом вся эта история с контрафактами: она была выдумана, причем непрофессионально. Буквально через два дня мы показали, что все фильмы были внесены по учредительному договору, когда музей организовывался Госкино СССР. Другое дело, что новые правила не соответствуют тому, что было в 1992 году. Но закон не имеет обратной силы. Я надеюсь, что они перестали искать какой-то компромат, тем более что я не рвусь обратно на место директора", - сказал Клейман.

Он отметил, что после трех месяцев его "тщетных попыток привадить" нового директора к музею стало ясно, что "она не заинтересована по существу и не умеет делать то, что она должна была бы делать".

Клейман благодарен широкой солидарности коллег по всему миру, поскольку она "показала, что Музей кино не является просто подданным какого-то министерства. Музей кино входит в систему мирового кинематографа, и это все признали".

По оценке Клеймана, история с Музеем кино показывает общую тенденцию в России - "укротить те маленькие островки свободы, которые шли от перестройки, от горбачевского времени, сгладить ландшафт".

"Но есть и другое, которое, к сожалению, связано с правами на фильмы во всем мире. Некоммерческий прокат в кризисе. Даже учебный показ связан с огромными суммами, которые требуют случайные новые владельцы этих фильмов. Должно быть создано новое общемировое или по крайней мере европейское законодательство в этой области", - отметил киновед.

Говоря о руководстве российской культурой в целом, Клейман заметил, что "постепенно накапливается та критическая масса, которая сделает абсурдной саму попытку таким образом тупо руководить искусством".

"Искусство не подлежит руководству. Ему можно только помогать или мешать", - уверен он.

Клейман очень надеется на победу "Левиафана" Андрея Звягинцева на "Оскаре": "Ида" Павла Павликовского - очень хороший фильм, но он уже получил все европейские призы. И я думаю, что американцы должны понять: универсальность "Левиафана" больше. По глубине, масштабу эта лента более достойна "Оскара".