Можно сколько угодно спорить о том, была ли у властей США альтернатива накачиванию экономики эмиссионными долларами, и каков был бы исход в случае, если бы они этого не делали. Но факт остается фактом
Архив NEWSru.com
Можно сколько угодно спорить о том, была ли у властей США альтернатива накачиванию экономики эмиссионными долларами, и каков был бы исход в случае, если бы они этого не делали. Но факт остается фактом
 
 
 
Можно сколько угодно спорить о том, была ли у властей США альтернатива накачиванию экономики эмиссионными долларами, и каков был бы исход в случае, если бы они этого не делали. Но факт остается фактом
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Разговоров о грядущей - сильной или умеренной, резкой или плавной - девальвации доллара в последнее время ведется довольно много. Можно сколько угодно спорить о том, была ли у властей США альтернатива накачиванию экономики эмиссионными долларами и каков был бы исход в случае, если бы они этого не делали. Но факт остается фактом - беспрецедентный бюджетный дефицит и уровень госдолга оказывают давление на американскую национальную валюту.

Лекцию на эту тему решил прочитать в "День знаний" и московский мэр Юрий Лужков, выступивший перед студентами Международного университета.

"У меня негативные выводы по поводу возможностей Америки выйти из кризиса. Мы стоим на пороге глобальных перемен - радикальной девальвации доллара", - заявил без обиняков столичный мэр огорошенной публике. "Настанет момент, когда Америка будет вынуждена девальвировать свою валюту и сказать: уважаемые, дорогие китайцы, арабы и русские, мы вынуждены девальвировать доллар", - дорисовал он свой мрачный сценарий.

Оригинальных мыслей в этом сценарии не много, однако от московского мэра слышать ее довольно странно. Прежде всего потому, что Москва в масштабах России выполняет практически те же функции, что и США в мире, московская экономика больна теми же болезнями, что и американская, да и способы борьбы с кризисом, к которым прибегли московские и американские власти практически идентичны - разница лишь в масштабах.

В самом деле, если США до сих пор были и остаются мировым финансовым центром, через который идут гигантские денежные потоки, перераспределяются инвестиции по всему миру, что является одной из основ американской экономики, то Москва - финансовый центр России, точно также эксплуатирующий финансовые потоки.

Приток иностранных инвестиций и неконтролируемый рост ипотеки долгие годы надувал в США "пузырь" на рынке недвижимости, который, лопнув, и стал причиной нынешних несчастий? В равной мере это относится и к ситуации в российской столице, разве что "пузырь" тут надувался в разы быстрее.

Дорожающая недвижимость и сверхдоходы риелторов, банкиров и финансистов привели к неконкурентоспособности других видов деятельности и неконтролируемому росту "офисного планктона", который, потребляя все больше и больше, залезал все глубже в долги, привлекая все новые инвестиции? Это про Москву или про Америку?

Может быть московские власти, в отличие от администрации США, проводят во время кризиса более ответственную бюджетную политику, сокращают госдолг, верстают бездефицитный бюджет? Не похоже: в следующем году правительство Москвы планирует увеличить программу заимствований почти в три раза - с 89,2 до 241,4 миллиарда рублей.

Справедливости ради, следует сказать, что ни московские власти, ни Барак Обама, ни даже Джордж Буш-младший (равно как и старший) не виноваты в той роли, которую играют в российской и мировой экономике Москва и США. Так устроен современный капитализм, таковы правила игры и риски "постиндустриальной" экономики (а московская экономика имеет все характерные черты постиндустриальной).

Именно перечисленные перекосы и диспропорции имеют в виду критики мировой финансовой архитектуры (а сторонников на сегодняшний день, похоже и не осталось), когда говорят о необходимости реформ, причем реформ глобальных и согласованных властями основных игроков в современной мировой экономике.

При этом люди разумные и ответственные понимают, что сломать сложившуюся систему, вызвав очередную - не исключено, что еще более разрушительную для всех - волну кризиса, гораздо проще, чем реформировать ее, постаравшись обойтись без потрясений вроде попыток поспособствовать обвалу доллара.