Общий объем средств для борьбы с кризисом в Европе будет увеличен до 800 млрд евро
Global Look Press
Общий объем средств для борьбы с кризисом в Европе будет увеличен до 800 млрд евро
 
 
 
Общий объем средств для борьбы с кризисом в Европе будет увеличен до 800 млрд евро
Global Look Press

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Общий объем средств для борьбы с кризисом в Европе будет увеличен до 800 млрд евро. Такую сумму согласовали в конце минувшей недели министры финансов стран еврозоны.

Из чего складывается размер европейской страховки? 500 млрд евро из Европейского механизма стабильности (European Stability Mechanism, ESM) плюс 200 млрд евро, которые Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) пообещал в качестве помощи Греции, Ирландии и Португалии, плюс 53 млрд евро в виде двусторонних кредитов, уже выданных Греции, плюс 49 млрд евро помощи Греции от Европейского союза.

Естественно, в связи с этим возникает вопрос: 800 млрд - это много или мало? Понятно, что для тех, кто претендует на получение этих денег - крайне мало, а для тех, кто вынужден скидываться - более чем достаточно. Во всяком случае, пока министры финансов ЕС еще не приняли своего решения, а только обсуждали его, фигурировали другие суммы: от 690 млрд до 1 трлн евро. Результат оказался вполне компромиссным, что и отражает разницу в подходах отдельных стран к общеевропейскому антикризисному механизму. Говорят, что вето на сумму в 1 трлн наложила главный донор - Германия, посчитавшая такой объем чрезмерным на фоне постепенной стабилизации финансовых рынков.

К тому же, если внимательно присмотреться к составляющим суммы в 800 млрд евро, выясняется, что порядка 300 млрд евро - уже обещанные или перечисленные кредиты, а объем новых средств составит полтриллиона евро. В данном случае, вероятно, уместнее было бы написать: "всего лишь полтриллиона евро". Потому что вновь выделяемая сумма, хоть и внушительна сама по себе, явно недостаточна для противостояния наиболее актуальным угрозам дефолта, которые сейчас исходят не от маленьких (в экономическом смысле) Греции и Португалии, а от крупных Испании и Италии.

Впрочем, для поддержания Италии и Испании (если ситуация там продолжит ухудшаться) министры финасов ЕС, похоже, на собственные средства не очень-то и рассчитывают. Гораздо более привлекательным им видится вариант с получением помощи от МВФ: они хотят убедить не входящие в еврозону страны (прежде всего, БРИКС) - вложить в закрома Международного валютного фонда еще 500 млрд долларов как раз для целевой поддержки Италии и Испании. Для этих целей и используется своеобразный метод кнута и пряника. С одной стороны, развивающимся странам говорят: смотрите, мы скинулись аж на 800 млрд евро, а вам что - 500 млрд долларов жалко? С другой, их пугают "эффектом домино" - если европейские дефолты станут фактом, дескать, посыпятся все фондовые, а затем и валютные рынки, и вам же хуже будет: инвестор от вас убежит.

Насколько такая логика убедительна? Пока что-то не похоже. Практически все развивающиеся страны в этом году столкнулись с понижением темпов своего экономического роста, и на фоне собственных проблем (у кого - дефицит бюджета, у кого - инфляция, у кого - безработица) не горят особым желанием отстегивать сотни миллиардов долларов европейским государствам, которые, несмотря на все посткризисные сложности, по уровню жизни своих граждан могут дать странам БРИКС сто очков вперед.

И это одна из проблем, которая, во многом обессмысливает увеличение европейского страхового механизма. Ну а вторая заключается в том, что за последние пару лет, пока на все лады обсуждается долговой кризис в Европе, политические лидеры так и не придумали никаких иных способов реагирования на возросшие риски, кроме заливания финансовых проблемных точек новыми денежными потоками. Финансовые поступления извне, конечно, удерживают проблемные страны на грани дефолта, не позволяя эту грань переступить, но при этом содержательно ни одной из проблем не решают: долги меньше не становятся, экономический рост не ускоряется, к тому же в проблемных странах принимаются все более жесткие бюджеты и на глазах снижается уровень жизни людей. Последнее обстоятельство влияет уже на политические предпочтения избирателей, во многом меняя европейский политико-экономический контекст.

С другой стороны, наличие колоссального европейского страхового антикризисного механизма расслабляет многие правительства: зачем лезть из кожи вон, улучшая ситуацию внутри страны, если богатые соседи все равно не позволят утонуть?

И в этом смысле сумма в 800 млрд евро, о которой договорились европейские министры финансов, не хуже и не лучше любой другой "подушки безопасности". В общем-то, с равным успехом могло быть и больше, и меньше: сути дела это не меняет. Ведь ни одной европейской проблемы данная сумма не разрешила. А значит, если европейская экономика и дальше будет плыть по тому же течению, через полгода-год выяснится, что благополучным государствам снова надо скидываться - а то, глядишь, еще чей-то дефолт не за горами.