ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
Отвечая на вопрос о перспективах возвращения свободы бывшему владельцу ЮКОСа Михаилу Ходорковскому в ходе прямой линии в минувший четверг, Владимир Путин открыл тайну, которую, по собственному признанию, держал при себе все последние годы.
Оказывается, 240 млрд рублей, вырученных от распродажи активов некогда одной из крупнейших российских нефтяных компаний, были направлены напрямую народу, у которого некогда были украдены владельцами этой НК, за что те сейчас и пребывают в местах не столь отдаленных. Премьер сообщил, что в 2006 году убедил коллег в правительстве в том, что эти средства не должны быть "растворены в бюджете", но пущены на решение животрепещущих проблем простых людей, у которых были уворованы.
Что, собственно, и было сделано путем их внесения в уставной капитал Фонда содействия реформированию ЖКХ, призванного покончить с одной из главных социально-экономических бед России – ветхим и аварийным жилищным фондом - путем его сноса и переселения каждого нуждающегося россиянина в новое светлое и просторное жилье. "Результатами работы этого фонда воспользовались уже 10 млн человек, которым отремонтированы дома и квартиры, 150 тысяч будут переселены в новые дома из трущоб", - отметил Путин.
В благородстве поставленной перед фондом ЖКХ задачи сомневаться не приходится: ситуация, при которой немалая часть населения страны-победительницы спустя полвека после этой победы вынуждена коротать время жизни в бараках, построенных поверженным врагом, и вправду унизительна. Но бес, как известно, всегда в деталях.
Странно, но по какой-то неведомой причине слова российского премьера о расплате с народом через фонд ЖКХ немедленно воскресили в памяти результаты прокурорской проверки этой госкорпорации, обнародованные весной этого года.
Следователи тогда обнаружили, что на оплату тяжкого труда сотрудников фонда со штатом 97 человек в прошлом году было потрачено 234,9 млн рублей, "что сопоставимо с расходами на содержание в 2008 году центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых", говорилось в прокурорском отчете. В том числе на зарплату и поощрения членам правления было потрачено 55 миллионов: "Для сравнения: примерно столько же Еврейской автономной областью было затрачено на капитальный ремонт 48 многоквартирных домов общей площадью 56,15 тысячи квадратных метров, а Томской областью - на ремонт 77 многоквартирных домов общей площадью 121,5 тысячи квадратных метров".
Но кто не без греха? Да, в конце концов, правление фонда ЖКХ во главе с сомнительно известным Константином Цициным, к слову, поныне пребывающим в своем кресле, - тоже народ, которому тоже надо улучшать свои жилищные условия. Тем более что руководство фонда уже покаялось перед властью, а недавно безропотно откликнулось на просьбу временно вернуть в доход государства 19 миллиардов рублей (все-таки "растворили" в бюджете), которые пойдут на ликвидацию бюджетного дефицита. В том числе (и здесь прямую помощь нуждающимся людям трудно отрицать) на повышение пенсий.
Но даже если отдельные рядовые граждане и получили свою долю доходов от продажи ЮКОСа, то заплатить за эту сделку пришлось точно всем. Не секрет, что для финансирования покупки нынешнему обладателю львиной доли этого актива – госкомпании "Роснефть" - пришлось синдицировать западные кредиты, по которым сегодня вынуждено расплачиваться государство, а значит, и его "акционеры", граждане. В том числе, вынужденные платить некую "надбавку" за бензин, которая идет в уплату долга.
Но и это еще не все. Также граждане сегодня всем миром оплачивают строительство супертрубы ВСТО силами государственной "Транснефти", по которой "Роснефть" будет экспортировать нефть в Китай. По оценке Счетной палаты, ее стоимость составит 491,3 миллиарда рублей, или порядка 17 млрд долларов. Однако помнится, что незадолго до своей "посадки" Михаил Ходорковский предлагал собственный проект экспортного нефтепровода в Китай (более короткого) стоимостью всего 4 млрд долларов и даже добился его включения в китайский пятилетний план. Что было дальше – известно, а гигантскую разницу в двух ценах (даже если труба ЮКОСа в итоге подорожала бы в несколько раз) сегодня оплачивает вся страна.
Наконец, сентенция российского премьера о том, что руководство ЮКОСа не могло не знать (и, стало быть, несет прямую ответственность) об убийствах, за которые сегодня отбывает пожизненный срок экс-руководитель службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, - по факту звучит как очередное подтверждение того, что Ходорковский сидит за вину, в суде не доказанную. А это, в свою очередь, в который раз поднимает вопрос об "объективности" и избирательности российского судопроизводства. А это уж точно никак не способствует искоренению "правового нигилизма" среди российских граждан, четверть которых, к слову, не понимает, за что сидит экс-глава ЮКОСа.
В сущности, во всей этой истории содержатся многие ответы на вопросы о том, почему в России так быстро и непредсказуемо растут цены, размах коррупции столь чудовищен, а подавляющая часть населения по-прежнему ненавидит "олигархов" и не считает зазорным воровать у государства и собственных работодателей.
Попросту говоря - продолжается холодная гражданская война, в конце которой уже давно пора поставить точку.