ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
Эйфория, охватившая мировые рынки и их участников с начала весны, удивительным образом не желает улетучиваться, хотя реальных признаков устойчивого восстановления экономики пока не видно, а сценарии будущего краха появляются все чаще.
Сегодня как-то с трудом верится в то, что всего год назад у большинства участников глобальной экономики было полное ощущение, что мир катится под откос и просвета не видно. Но стоило в начале весны блеснуть первому лучу надежды, когда стало более-менее понятно, что новой Великой депрессии не случится, - настроения начали меняться и вскоре изменились разительно.
В то время как экономисты продолжали спорить о том, согласно какой букве латинского алфавита будет идти восстановление глобальной экономики, инвесторы и спекулянты уже вовсю гнали рынки вверх, используя любой повод для продолжения ралли. При этом, нимало не смущаясь такими обстоятельствами, как спад промышленного производства и деловой активности и не обращая внимание на рекордную безработицу.
Однако по мере того, как цены на активы – акции, сырье, нефть, обновляли очередные годовые максимумы на очередных данных о прибылях корпораций или динамике китайского ВВП, высказывания экономистов о перегреве рынков и вероятности их скорой глубокой коррекции, стали появляться особенно часто. Причем, чем дольше продолжается биржевое ралли, тем мрачнее становятся сценарии возможного развития событий в ближайшем будущем. Так, на днях известный финансист Джордж Сорос не исключил, что восстановление мировой экономики вскоре выдохнется и уже в 2010 или 2011 году последует вторая волна рецессии.
Тогда же один из возможных сценариев экономического апокалипсиса на страницах газеты Financial Times описал профессор экономики Нью-йоркского университета Нуриэль Рубини.
По мнению экономиста, ралли на рынках рискованных активов с начала второго квартала не оправданно с точки зрения макроэкономики – активы начали дорожать слишком рано, слишком быстро и слишком сильно по сравнению с базовыми макроэкономическими показателями. Главным драйвером этого роста и надувания пузыря в долларовых активах, считает Рубини, стали масштабные вливания ликвидности в мировую экономику при близких к нулю процентных ставках и слабеющая американская валюта. В один прекрасный момент этот пузырь может лопнуть, что приведет к краху, подобных которому человечество еще не видело.
Может статься, что спусковым крючком станет обострение ситуации на рынке американской коммерческой недвижимости, стоящем на пороге масштабного обвала, о чем на днях заявил влиятельный американский инвестор Уилбур Росс.
Свидетельств тому, насколько зыбка почва, сквозь которую пробиваются пресловутые "зеленые ростки", множество. Достаточно упомянуть о пятничном банкротстве (четвертом по величине в истории) крупнейшего американского банка-кредитора малого и среднего бизнеса Commercial Investment Trust, которое, впрочем, не помешало биржам возобновить рост уже в начале этой недели.
Как и в США, ситуацию в российской экономике, которая вроде бы тоже начала подавать позитивные сигналы, однозначным не назовешь. Тем не менее, как и там от уныния прошлой осени здесь не осталось и следа. Более того, несмотря на рост безработицы и ухудшение ситуации в реальном секторе (об этом, в частности, свидетельствует падение индекса PMI, рассчитанного ВТБ Капитал), эйфория, кажется, охватила не только биржевых спекулянтов и правительство, но и рядовых российских граждан.
По данным недавнего опроса, проведенного Центром стратегических исследований (ЦСИ) "Росгосстраха" в 44 российских городах, россияне надеются на то, что в будущем году их реальные доходы вырастут в среднем на 16%, то есть примерно в 30 раз больше, чем прогнозирует МЭР (0,4%).
Столь поразительные цифры в нынешних реалиях разумно можно объяснить только эффектом низкой базы и надеждами на сохранение темпов роста начала года. В стране сложилась атмосфера оптимистических ожиданий относительно выхода из кризиса и быстрого роста экономики, невыполнение которых может вызвать снижение удовлетворенности населения своей жизнью и рост общественного раздражения, констатируют авторы исследования. "Так что сегодня перед всеми – властью, бизнесом, и обществом в целом – стоит задача создания условий для быстрого экономического роста, который обеспечит рост производства и потребления", - отметил руководитель ЦСИ Алексей Зубец.
Поспорить с этими выводами сложно. Проблема в том, что до сих пор антикризисный план властей строился исходя из ожиданий улучшения внешней конъюнктуры. Меры, которые бы позволили реструктурировать производство и переориентировать экономику на внутренний спрос, по большому счету начали приниматься лишь недавно, и то с большим опозданием (взять хотя бы пакет мер по стимулированию авторынка). Едва ли не самым серьезным шагом в этом направлении стало недавнее увеличение ассигнований на пенсионное обеспечение, заложенное в бюджет будущего года, призванное подстегнуть внутреннее потребление.
Однако успеют ли российские пенсионеры поставить на ноги полуживого отечественного производителя, особенно если в далекой Америке начнут лопаться пузыри, большой вопрос.
В этих условиях властям стоило бы не только начать энергичней заняться реструктуризацией экономики и быстрее принимать необходимые решения, но и перестать с помощью пропаганды создавать ненужные иллюзии у своих граждан. Хотя бы для того, чтобы за большим очарованием не последовало огромное разочарование.