ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ: Логика второй волны
Reuters
ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ: Логика второй волны
 
 
 
ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ: Логика второй волны
Reuters

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

В мировом экономическом истеблишменте вновь заговорили о неизбежности второй волны кризиса. Собственно, в разговорах этих ничего нового нет: вторую волну начали ждать тогда, когда над планетой еще вовсю бушевала первая. Но сейчас эти разговоры воспринимаются особенно болезненно: мир только-только начал приходить в себя после долгой и болезненной рецессии - стагнации, и еще не вполне уверен в симптомах выздоровления, как вдруг ему пророчат новый удар. И кто пророчит: тот самый Нуриель Рубини - профессор Нью-Йоркского университета, который оказался одним из немногих ученых-экономистов, предсказавших наступление глобального кризиса в 2008-м году.

Прогнозы даже самых уважаемых экспертов, да еще во время кризиса - штука неблагодарная: при желании можно найти мнение на любой вкус. Однако прогноз Рубини привлекает своей абсолютно железобетонной логикой. Он опирается на тот факт, что мировые фондовые рынки за последние полгода резко выросли, в то время как реальная экономика - ВВП, промышленное производство - в большинстве стран либо не растет вовсе, либо растет существенно более скромными темпами.

Все это подтверждается бесстрастной цифирью: основные американские индексы - Dow Jones, Standard&Poor's – выросли начиная с марта – когда они находились на абсолютном минимуме - на 45-50%. Практически на столько же увеличились и основные европейские индексы, и российские – РТС и ММВБ. По данным агентства Bloomberg, за последние 7 месяцев совокупная стоимость акций, котирующихся на мировых биржевых площадках, выросла в цене более чем на 20 трлн долларов. С ВВП картина абсолютно другая. В ряде стран – США, Германии, Франции, Италии – рост, если и есть по итогам последних месяцев, то он укладывается в 1-2, а то и в доли процента. Аналогичная картина в России, где, напомним, по итогам первого полугодия падение ВВП было самым существенным из стран "Большой двадцатки" - 10,9%. При этом в нашей стране ВВП чуть-чуть поднимается на фоне продолжающего падения промышленного производства.

Из сопоставления этих цифр вытекает один-единственный вывод: на фондовых рынках мира надувается новый пузырь, который неизбежно лопнет - это лишь вопрос времени. Видимо, биржевым спекулянтам тяжело дались события конца 2008-го - начала 2009-го годов, когда рынки безнадежно падали, не имея возможности опереться на какие-либо позитивные новости. Таковых просто не находилось по миру. Как только этот позитив начал появляться - то падение где-то замедлится, то индекс деловой активности где-то скакнет - рынки начали активно отыгрывать упущенное ранее.

Увы, но в те спекулятивные игры, в которые может сыграть биржа, не может сыграть реальный сектор. Однако именно показатели роста (или падения) промышленности и ВВП являются фундаментальными с точки зрения истинного положения экономики. Именно поэтому Рубини и некоторые из его последователей пророчат новое и неизбежное падение фондовых индексов – те просто обязаны прийти в соответствие с истинным положением экономик развитых стран. Вопрос лишь в том, когда эта коррекция произойдет.

Нуриель Рубини считает, что рынки обвалятся в ближайшие полгода. Впрочем, этой точке зрения противостоят оптимисты, которые полагают, что второй волны может и не последовать вовсе, а кризис будет развиваться не по букве W, а скорее по U (плавный выход из кризиса), а то и по букве V (резкий выход). В России, в частности, такой точки зрения придерживается помощник президента по экономике Аркадий Дворкович.

Главная надежда оптимистов - на антикризисные меры правительств ведущих государств, то есть – на новые вливания государственных средств. Опыт показал, что рынки позитивно реагируют на господдержку банков и реального сектора (всего по миру размеры прямых правительственных вливаний оцениваются в сумму порядка 2 трлн долларов), а экономика способна мало-помалу оживать в результате такой финансовой подпитки.