МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Автомобильная отрасль от нынешнего кризиса пострадала сильно - почти сильнее всех прочих. И относится это не только к России. В США два из трех автомобильных гигантов, являвшихся одним из символов страны, прошли процедуру банкротства. И, в отличие от банковского сектора, где крупные игроки вновь получают многомиллиардные прибыли, возвращают государственную помощь, бьются между собой за лучшие кадры, в автопроме скорого восстановления не предвидится.
По оценке главного исполнительного директора крупнейшего европейского автопроизводителя - концерна Volkswagen - Мартина Винтеркорна, мировой автомобильный рынок достигнет докризисных уровней не ранее 2013 года.
В России прогнозы тоже не слишком утешительные. Минэкономразвития прогнозирует сокращение производства легковых автомобилей в этом году по сравнению с прошлым на 58,9%. И дальше будет не намного легче: за 2008-2012 годы выпуск легковых автомобилей в стране уменьшится на 23,4-32,6%. Повторюсь, другие страны находятся точно в таком же положении - рухнувший в одночасье спрос восстанавливается медленно, несмотря на все стимулирующие меры, уже стоившие налогоплательщикам по всему миру сотни миллиардов долларов.
Налицо серьезный кризис перепроизводства - миру просто не нужно и в ближайшие пару лет не понадобится столько автомобилей, сколько способны выпускать существующие в настоящее время предприятия. Конкурентная борьба в этих условиях, безусловно, будет только обостряться - все мировые концерны постараются отхватить долю побольше на съежившемся рынке. Однако сокращать производство все-равно придется практически всем. Это непреложный факт, и решать проблемы российского автопрома без его учета просто невозможно. Сокращая производство придется сократить и персонал. Правительство пытается решить проблему трудоустройства увольняемых рабочих.
Минпромторг предложил в сентябре создать в Тольятти особую экономическую зону по производству электромобилей, велосипедов, детских игрушек, что позволило бы создать в городе новые рабочие места.
Но тут взбунтовался независимый профсоюз: "Предложение Минпромторга РФ создать в Тольятти производство велосипедов и игрушек унизительно для уволенных специалистов "АвтоВАЗа", - заявил лидер профсоюза "Единство", сопредседатель межрегионального профсоюза работников автомобилестроения Петр Золотарев и добавил: - Это унизительно именно с точки зрения перехода работников высоких технологий на производство детских товаров. Это не что иное, как ирония".
Причем Золотарев, очевидно, был совершенно серьезен, называя то, что сходит с конвейера в Тольятти, продуктом высоких технологий.
Не прошло и месяца, как "флагман" отрасли в России - концерн "АвтоВАЗ" сподобился наконец признать то, о чем многие годы знает вся страна - предприятие выпускает автомобили "чрезвычайно низкого" качества и является неэффективным почти по всем пунктам.
Завод отстал в "технологиях конструирования", у него нет платформы и "собственных конкурентоспособных разработок и ноу-хау", а сроки и затраты на разработку новых продуктов больше, чем у основных конкурентов.
Правительство решило задействовать стратегического партнера "АвтоВАЗа" - концерн Renault, владеющий блокпакетом акций "АвтоВАЗа". Французы согласились предоставить свою платформу, передать технологии, помочь наладить производство новых моделей.
Казалось бы, профсоюз должен быть доволен. Ан нет, "работники высоких технологий" опять недовольны - они "не согласны, что единственный путь выживания предприятия и города - сокращение работников, свертывание собственных разработок и переход к сборке морально устаревших иностранных моделей".
Рабочие "АвтоВАЗа", конечно, не виноваты ни в том, что предприятие, по собственному признанию его руководства, выпускает автомобили чрезвычайно низкого качества, ни в том, что мир накрыло кризисом, ни в том, что труд их невостребован. Но не виноваты в этом и налогоплательщики, из кармана которых они хотят кормиться, пока спрос на автомобили не восстановится. Не виноваты и работники сотен предприятий, которым никто не помогает, с которыми никто не носится, как с писанной торбой, предлагая то то, то это.
Чего, собственно, хотят эти "работники высоких технологий"? В своем обращении независимый профсоюз пишет: "В соответствии с Конституцией РФ именно обеспечение достойного уровня жизни граждан, а не гарантии прибыли бизнесу и возврата кредитов банкам, является прерогативой социального государства". Расшифровать несложно: списать предприятию долги, перейти на государственной обеспечение, выпускать и дальше "Жигули" и "Лады", не слишком заботясь ни о тех, кто на них ездит, ни о том, сколько их покупают.
Рабочих на "АвтоВАЗе" работает, конечно, много, но налогоплательщиков, в карман которых пытаются залезть чрезвычайно разборчивые рабочие, все же несколько больше.