ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":
Правительство намерено продолжить пенсионную реформу. В Минздравсоцразвития создана рабочая группа, которая в кратчайшие сроки должна подготовить предложения по реформированию пенсионного законодательства. Что именно подлежит изменению, обществу еще предстоит узнать. Цель же реформ сомнений не вызывает: государству срочно требуется найти способы, чтобы хоть как-то снизить дефицит Пенсионного фонда России (ПФР).
В Последнее время ПФР превратился в настоящую "черную дыру", в которую безвозвратно проваливаются миллиарды бюджетных рублей - точнее, сотни миллиардов. Причем дыра разрастается в арифметической прогрессии. Если по итогам 2007 года дефицит ПФР составлял 79 млрд рублей, в 2008-м - 160 млрд, то по итогам 2009-го - уже 400 млрд рублей.
Как известно, в нынешнем году принята довольно существенная индексация пенсий, в результате чего, по прогнозам министра финансов Алексея Кудрина, дефицит ПФР составит 1 трлн 166 млрд рублей. Ситуация усугубляется еще и тем, что до прошлого года, в эпоху нефтяного изобилия, дыра в бюджете ПФР довольно спокойно затыкалась за счет профицита бюджета.
Но вот уже второй год мы живем в ситуации, когда федеральный бюджет дефицитен. В расход идет Резервный фонд, и в результате получается так, что экономика страны работает фактически на обеспечение пенсионеров.
Не случайно в нынешнем году беспрецедентно высокая доля принятого бюджета - 40% - направляется на обеспечение пенсионных нужд. Поддержка своих стариков, безусловно, благое дело для общества. Понятно, что для власти – это еще и политический ресурс, поскольку речь идет о наиболее дисциплинированно голосующей части электората. Но в то же время очевидно, что такого бремени экономика долго выдержать не сможет.
Тем более что демографическая ситуация никаких улучшений не сулит. А демографические тренды, нравятся они нам или не нравятся, задаются на многие десятилетия вперед. Так вот, нынешний тренд такой: число выходящих на пенсию превышает число приступивших к работе в течение года. И так будет продолжаться еще пару десятилетий.
Чтобы понять масштабы проблемы, еще несколько цифр. В 1970 году на одного пенсионера в стране приходилось 5 работающих - это был период наименьшей нагрузки на пенсионную систему. В 1999 году этот показатель составлял 1,9; в 2004-м - 1,7; в 2009-м – 1,6…
В настоящий момент Россия находится на самом дне демографичиской ямы, при этом размер пенсий растет. Впрочем, говорить при этом о высокой социальной защищенности стариков не приходится: пенсия в стране остается нищенской. Только в этом году она должна в среднем сравняться с прожиточным минимумом пенсионера.
Международная организация труда (МОТ) считает, что достойная пенсия должна составлять не менее 40% от средней зарплаты в стране. В России же, после всех надбавок и накруток, она дотянулась лишь до уровня в 32%.
Что же делать в этой ситуации властям? Вариантов не так уж и много. Например, повышать налоги. Собственно, это уже сделано. Как известно, вместо единого социального налога будут взиматься страховые взносы, которые довольно серьезно повысят фискальную нагрузку на бизнес. Большая часть этих взносов пойдет опять же на заделывание пенсионной дыры, но кардинально это проблему не решит.
Второй вариант - углублять пенсионную реформу, повышать доверие к негосударственным пенсионным фондам, стимулировать личные пенсионные накопления граждан. Проблема в том, что до сих пор добиться какого-то значимого прогресса на этом направлении у властей никак не получалось.
Из 50 млн человек, задействованных в системе обязательного пенсионного страхования, лишь 5,6 млн перевели свои накопления в НПФ. Остальные предпочитают быть "молчунами" и надеются на то, что их накоплениями распорядится государство в лице ВЭБа. Вряд ли эта ситуация быстро изменится.
Значит, остается лишь третий путь - повышать пенсионный возраст. Мера крайне непопулярная и болезненная. Однако считают же возможным в богатой Великобритании отпускать мужчин на покой в 65 лет, а женщин - в 60. Да и в большинстве европейских стран (где с демографией почти всюду беда) пенсионный рубеж, как правило, выше, чем в России.
Из Минфина не так давно прошла "утечка": якобы там разрабатываются предложения, чтобы повысить мужской пенсионный возраст до 65, а женский - до 62 лет. Вроде, иной возможности решить проблему пенсионного дефицита в обозримом будущем нет.
Понятно, что до выборов 2012 года власти вряд ли решатся на столь непопулярный шаг. А вот дальше… Ну, например, могут поднять пенсионный возраст на 2 года. Да еще и выставят себя благодетелями: мол, скажите спасибо, что не на пять!