В среду Национальное бюро статистики КНР опубликовало ряд статистических показателей за октябрь, которые оказались лучше самых оптимистичных ожиданий аналитиков
Архив NEWSru.com
В среду Национальное бюро статистики КНР опубликовало ряд статистических показателей за октябрь, которые оказались лучше самых оптимистичных ожиданий аналитиков
 
 
 
В среду Национальное бюро статистики КНР опубликовало ряд статистических показателей за октябрь, которые оказались лучше самых оптимистичных ожиданий аналитиков
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

В среду Национальное бюро статистики КНР опубликовало ряд статистических показателей за октябрь, которые оказались лучше самых оптимистичных ожиданий аналитиков. А в четверг "Росстат" обнародовал свою предварительную оценку российского ВВП за третий квартал, согласно которой экономика в стране прибавила по сравнению со вторым кварталом 13,9%.

Обе порции статистических данных свидетельствуют о том, что восстановление как китайской, так и российской экономик идет энергичней, чем всего прогнозировали официальные и независимые аналитики. Однако есть несколько принципиальных моментов, которые не позволяют ставить Россию и Китай на одну доску.

Прежде всего, речь идет о том, что Китай, где промышленное производство в октябре прибавило 16,1%, а розничные продажи - 16,2%. демонстрирует этот рост к октябрю прошлого года. Иными словами, экономика КНР, которая так и не зафиксировала снижения, просто ускоряется. демонстрируя все новые и новые исторические для себя рекорды.

Опережающие темпы роста китайской экономики заставили некоторых аналитиков сделать вывод о том. что уже в следующем году китайская экономика обгонит по масштабам японскую и выйдет на второе место в мире.

В России же ВВП вырос в третьем квартале почти на 14% по отношению ко второму кварталу. А к третьему кварталу прошлого года - снижился на 8,9%. Это не такое драматичное снижение. какое наблюдалось во втором квартале, когда снижение в годовом выражении составило 10,9%, но и не рост. По самым оптимистичным оценкам, Россия восстановит тот объем ВВП, который был зафиксирован на пике роста, не ранее 2012 года.

Качественное отличие заключается в том, что восстановительный рост позволяет использовать уже существующие в экономике страны мощности и рабочие места, в то время как достижение рекордных уровней заставляет создавать новые.

Другое, еще более важное качественное отличие - источник роста. Если российское восстановление сложно не ассоциировать в выросшими с начала года почти на 80% ценами на нефть и другими внешними. не зависящими ни от российских властей, ни от российского бизнеса факторами, то китайцам, кроме самих себя, благодарить некого. Властям КНР удалось сделать то, чего не смог больше никто в мире - не только сохранить экономический рост, но и стать главной движущей силой, которая вытаскивает из кризиса весь остальной мир, включая и Россию, и США, которые остаются экономикой "номер один".

Интересно, что эти различия обусловлены вовсе не исходными условиями, в которых Китай и Россия встретили кризис. Как это ни парадоксально, но сходство между нашими экономиками было достаточно велико - и серьезная зависимость от экспорта, и недопотребляющее, по сравнению с развитыми странами, население, и гигантские международные резервы, накопленные Банком России и Народным банком Китая. Разница тех действиях, которые были предприняты руководством КНР и российским правительством и ЦБ в конце прошлого - начале этого года.

В отличие от системного комплекса стимулирующих мер, который весьма оперативно был разработан в Китае, российские власти, по крайней мере поначалу, увлеклись "ручным управлением" одних и "закручиванием гаек" для всех остальных.

Все эти рассуждения вовсе не ставят целью "заклеймить" недееспособность российского правительства в период острой фазы кризиса. В конце концов, история не знает сослагательного наклонения, и вернуться в прошлое, чтобы что-то переделать уже невозможно. Вопрос лишь в том, насколько российские власти готовы извлечь урок из того, что произошло. От этого зависит слишком многое.

Так, многие эксперты прогнозируют новую волну коррекции на нефтяном рынке, которая может начаться уже в следующем году, когда США начнут повышать ставки. По расчетам аналитиков Deutsche Bank, средняя цена легкой техасской нефти в 2010 году может снизиться с нынешних 80 до 60 долларов за баррель.

Как отреагируют на это российские Минфин и ЦБ - до сих пор остается загадкой. Поэтому пока говорить об устойчивости восстановления российской экономики можно с очень большой натяжкой.