Утверждение непопулярного плана сопровождалось погромами, поджогами и строительством баррикад в центре Афин, где на улицы вышло около 80 000 человек
Фото NEWSru.com
Утверждение непопулярного плана сопровождалось погромами, поджогами и строительством баррикад в центре Афин, где на улицы вышло около 80 000 человек
 
 
 
Утверждение непопулярного плана сопровождалось погромами, поджогами и строительством баррикад в центре Афин, где на улицы вышло около 80 000 человек
Фото NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

В ночь на понедельник греческий парламент одобрил план сокращения бюджетных расходов, на котором настаивают международные кредиторы Греции - ЕС и МВФ. Утверждение непопулярного плана сопровождалось погромами, поджогами и строительством баррикад в центре Афин, где на улицы вышло около 80 000 человек. По данным полиции, на которые ссылается Reuters, в столице разграблены 150 магазинов, подожжены 34 здания, включая банковские офисы.

Международные кредиторы, отказавшиеся 9 февраля одобрить Афинам очередной транш из общего пакета помощи размером в 130 миллиардов долларов, должны быть удовлетворены. Цена, которую Греция должна заплатить, чтобы избежать "неконтролируемого" дефолта вместо обговоренного уже "контролируемого" - списания половины долга (на общую сумму в 100 миллиардов евро) - высока. Более того, меры строгой экономии закреплены в виде закона, что дает кредиторам надежду на то, что исполняться они будут любым правительством, которое придет к власти в стране.

"Затянуть пояса" придется всем грекам. Бюджетные расходы в дополнение к предыдущим программам сокращения должны быть урезаны еще на 1,5% ВВП. Это подразумевает увольнение 15 000 госслужащих, снижение на 22% (до 600 евро в месяц) минимальной зарплаты, снижение размеров пенсий и масштабную приватизацию. Впрочем, даже все это не гарантирует, что Афины получат помощь: заседание еврогруппы, где будет решаться вопрос о выделении очередного транша, без которого греческое правительство не в состоянии ни обслуживать госдолг, ни выполнять свои бюджетные обязательства, состоится только 15 февраля.

Греческий долговой кризис развивается уже не первую неделю и даже не первый год. Программ, главной целью которых было оздоровление государственных финансов, принято много - как старым, так и новым правительством. Более того, часть мер уже была реализована. Эффект, правда, был не совсем тот, что ожидался кредиторами, прописавшими Греции "горькое лекарство".

Фактически на Греции опробовался альтернативный подход к борьбе с финансовом кризисом. Вместо накачивания экономики и финансового сектора при помощи ряда "мер государственного стимулирования", пути, по которому прошли и продолжают двигаться практически все страны, меры строжайшей экономии. Проводить их вполне реально в условиях, когда страна лишена самостоятельного эмиссионного центра, а правительство панически боится вернуть собственную валюту и соглашается практически на любой ультиматум кредиторов.

Уже сейчас очевидно, что рецепты, прописанные Афинам, себя не оправдали. Снижение госрасходов влечет за собой рост социальной напряженности, экономическую депрессию, снижение налоговых поступлений и, как следствие, необходимость принятия новых мер "жесткой экономии".

Транш, который должны получить греки, чтобы государство еще несколько месяцев смогло функционировать, не первый и далеко не последний. При этом с каждым разом согласовывать условия предоставления помощи становится все сложнее, а меры, которые надо принимать Афинам, все более непопулярные.

Уже сейчас очевидно, что рано или поздно Грецию ждет либо социальный взрыв, который приведет к власти силы, готовые покинуть еврозону, объявив "неконтролируемый дефолт" и вернувшись к драхме, либо такое решение примет нынешнее правительство под давлением улицы.

Понятно, что подобное развитие событий нанесет серьезный удар как по греческой экономике, так и по европейскому валютному союзу. Но удар этот не намного более болезненный, чем продолжение нынешней политики "затягивания поясов". К тому же выход Греции из валютного союза даст экономике хоть какой-то шанс на восстановление.