МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Всероссийский форум промышленников и предпринимателей ознаменовался очередной пикировкой на тему налогов между помощником президента по экономике Аркадием Дворковичем и министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной с одной стороны и министром финансов Алексеем Кудриным - с другой.
Поводом послужили слова Дворковича о том, что Налог на добавленную стоимость (НДС) может быть снижен, а то и вовсе отменен для того, чтобы компенсировать бизнесу увеличение налоговой нагрузки в связи с реформой Единого социального налога (ЕСН), предполагающей его замену на систему страховых взносов.
Дворковича поддержала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, давно продвигающая тезис о том, что кризис - не лучшее время повышать налоги. Как и Дворкович, Набиуллина заявила, что повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда должно компенсироваться снижением других налогов.
Однако на оживившихся после этих многообещающих выступлений промышленников и предпринимателей вылил ушат холодной воды министр финансов Алексей Кудрин, назвавший выступление коллег "заявлением на публику" и заверивший бизнес-элиту, что ни о каком снижении налогов она - элита - может даже не мечтать. По меньшей мере, год.
Глухая оборона, в которую ушел глава минфина Алексей Кудрин, категорически отказывающийся снижать НДС, мотивируя это и без того гигантской "дырой" в бюджете, пока привела к патовой ситуации. Кудрину пока удается торпедировать снижение НДР, но его оппоненты не менее успешны в откладывании вопроса о реформе (фактически речь идет о повышении) ЕСН.
Между тем, вопрос с социальным налогом, на котором висит пенсионная система, пребывающая далеко не в лучшем состоянии, нужно решать, причем решать быстро: "дыра" в бюджете Пенсионного фонда России и безо всякого кризиса выглядела довольно угрожающе, причем никаких перспектив на улучшение просто нет. До настоящего момента дефицит ПФР покрывался из средств Фонда национального благосостояния, то есть из нефтяных сверхдоходов. Но, как показывает практика, нефтяные сверхдоходы - штука не слишком надежная.
При этом сложно представить себе ситуацию, при которой власти перестанут выполнять свои обязательства по выплате или индексации пенсий. Так что даже если сверхдоходов не останется, Минфин вынужден будет изыскивать средства для выплаты пенсий.
По сути, Дворкович с Набиуллиной предлагают устранить существующий дисбаланс и, при общем сохранении налоговой нагрузки на экономику, просто обеспечить пенсионную систему необходимыми доходами напрямую, а не через сложную систему компенсационного механизма. По сути, это компромисс между сторонниками снижения налогового бремени для стимулирования экономики и сторонниками повышения налогов для стабилизации государственных финансов.
Если это действительно будет сделано, можно ожидать упрощения еще одной задачи, стоящей перед российскими ЦБ и Минфином, - борьбы с инфляцией, причем этому будет способствовать в равной мере и снижение НДС, и рост ЕСН.
Снижение, а еще лучше - ликвидация НДС, который, по сути, является оборотным налогом (причем, в отличие от налога с продаж, он еще и сложно администрируется), может привести если не к снижению цен - как в промышленности, так и в рознице, - то, по крайней мере, приостановить их рост. В качестве бесплатного "бонуса" сотни тысяч бухгалтеров будут избавлены от "головной боли" с расчетом, уплатой и попытками возврата НДС.
Что касается ЕСН, которым облагается Фонд оплаты труда предприятий, то его повышение станет отрицательным стимулом для роста заработных плат, что в условиях кризиса, конечно, плохо. Но кризис не продлится вечно. К тому же, с учетом компенсации в виде снижения или отмены НДС, даже с условиях кризиса - вполне терпимо. Зато для борьбы с инфляцией ограничение роста зарплат - первое дело. Да и считать этот налог и отчитываться по нему на порядок проще, так что экономика выигрывает еще и за счет снижения затрат на бухгалтеров и налоговых инспекторов.