ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
Пытаясь реанимировать идею создания национальной платежной системы, российские власти наступают на старые грабли: высокие удельные издержки, технологическая отсталость и сырьевая направленность российской экономики не в последнюю очередь - следствие "особых" стандартов и технологической несовместимости, унаследованных с советских времен..
В ходе заседания Госсовета и Совета по развитию информационного общества в среду Дмитрий Медведев в очередной раз озвучил идею создания в России единой национальной платежной системы.
В частности, по мнению президента, электронные карты, которые планировалось выпустить для оплаты госуслуг и получения гражданами социальных платежей (соответствующий законопроект должен был рассматриваться Госдумой во втором чтении в этот вторник, но был снят с обсуждения из-за его противоречий с рядом положений Гражданского кодекса) - мог бы быть расширен. А именно, стать частью национальной платежной системы, которая составила бы конкуренцию в России международным компаниям Visa и MasterCard, на двоих контролирующим более 85% местного рынка платежных карт.
Идея ослабить зависимость от западных операторов, в которых отдельные чиновники и эксперты видят ни много ни мало угрозу национальной безопасности (в частности, ссылаясь на приостановку Visa операций по выдачи наличных на территории России летом-осенью 1998 года), не нова. Напомню, что впервые к разработке концепции создания национальной платежной системы приступила еще в 1993 году рабочая группа под руководством тогдашнего начальника управления ценных бумаг Банка России Андрея Козлова.
Также в начале прошлого десятилетия попытки создать локальные платежные системы предприняли сразу несколько коммерческих банков, но все они закончились неудачей – ни одна так и не стала по-настоящему массовой, а тем более национальной.
Но даже если бы это удалось, с чисто технологической точки зрения российскими эти системы можно было назвать с большой натяжкой. В одном из недавних интервью бывший глава СБС-Агро Александр Смоленский, среди прочих лелеявший планы создать национальную платежную систему на базе "СТБ-карт", рассказал, как в начале пути власти хотели создать банкомат силами российских специалистов.
Плодом этих экспериментов, по словам экс-банкира, стал аппарат величиной с добрый платяной шкаф, гревшийся как самовар и стоивший неоправданных денег, в результате чего для строительства национальной платежной системы было решено закупать западную технику, IT-технологии и программное обеспечение.
Однако, вероятно, самым губительным для новоявленных отечественных платежных систем стал приход в Россию международных лидеров – Visa и MasterCard, начавших быстро захватывать рынок благодаря несравненно большему опыту, а также финансовым и технологическим ресурсам по сравнению с отечественными игроками, которых оказалось несложно склонить к сотрудничеству и переходу на западный стандарт. Еще проще удалось "договориться" с российскими владельцами платежного пластика поменять в своих кошельках полдюжины карточек местных эмитентов, хождение которых ограничено территорией страны, на одну-две международные карты, которыми можно было бы беспрепятственно расплачиваться в миллионах точек по всему миру.
Сегодня, когда местный платежный рынок практически полностью контролируется двумя вышеназванными иностранными компаниями, желание российских властей создать собственную "параллельную" систему выглядит особенно странно. Теоретически осуществить этот проект, конечно, возможно. В конце концов, правительство уже не раз доказывало готовность осуществить "прорывные" проекты, даже ценой многомиллиардных вливаний (стоит напомнить, что еще недавно для строительства национальной платежной системы планировалось создать госкорпорацию).
Однако очевидно, что движение по этому пути окажется крайне затратным, причем не гарантирует, что заявленные цели, пусть и под святым предлогом радения за национальную безопасность, будут достигнуты. Примеров подобного в истории России хоть отбавляй. Достаточно вспомнить историю появления нестандартной (по отношению к Европе) железнодорожной колеи, которая в известное время едва ли стала эффективной преградой для продвижения агрессора (Германии) вглубь страны, зато сегодня довольно эффективно тормозит транзитные потоки через нашу территорию.
Этими же причинами – технологической несовместимостью и настырным желанием сделать любой более-менее сложный продукт от начала до конца с опорой только на свои силы (например, все российские автозаводы создавались как предприятия полного цикла) – во многом объясняется то, что сегодня у России неплохо получается "делать" одно только сырье, в то время как продукция машиностроения (за исключением, пожалуй, военной техники) абсолютно неконкурентоспособна на мировых рынках.
Конечно, трудно поспорить с тем, что такие проекты, как ГЛОНАСС, Россия, исходя из соображений своей безопасности, обязана создавать самостоятельно. По крайней мере, быть их оператором. Но, думается, что проект создания национальной платежной системы - предприятие иного порядка. Утешает надежда на то, что по мере выхода страны из кризиса и он сойдет на нет. И уж точно нет никаких сомнений в том, что проблем, на которые можно было бы потратить эти деньги с большей пользой, в России сегодня достаточно.