Основные параметры бюджета, которые после второго чтения уже не подлежат изменению, оказались поистине удивительными. Самое слабое место бюджета - прогнозная цена на нефть. Бюджет 2009 года рассчитан, исходя из средней цены в 95 долларов за баррель марки Urals.
И это несмотря на то, что как раз в день голосования стоимость Urals упала до уровня ниже 70 долларов за баррель. Нефть может несколько подрасти, но вряд ли кто-то сегодня сможет гарантировать ее новый подъем в годичной перспективе. Во всяком случае, практика показывает, что прогнозы ведущих мировых центров, изучающих нефтяную конъюнктуру (на которые ориентируется наш Минфин), отличаются крайней неточностью. Для них неожиданностью оказалось и резкое падение нефтяных цен в 1997-98 годах и резкий их взлет в 2006-2007. Соответственно, и сейчас есть серьезные опасения, что понижательный тренд окажется куда более крутым, чем рассчитывают составители бюджета.
Между тем, резкое снижение нефтяных цен грозит разрушить бюджетную конструкцию. По расчетам Минэкономразвития, при снижении среднегодовой цены нефти до 80 долларов, бюджет недосчитается 300 млрд рублей нефтегазовых доходов и еще 100 млрд ненефтегазовых. Премьер Путин заявил о том, что бюджет будет сбалансирован и при цене на нефть в 70 долларов. Специалисты в принципе не оспаривают это утверждение, уточняя лишь, что на этом рубеже с профицитом бюджета придется расстаться. А если стоимость барреля опустится до 50-60 долларов, бюджет будет дефицитным и на повестку дня встанет вопрос урезания его расходов. Кроме того, падение нефтяных цен затормозит рост ВВП. Соответственно, снижение цены барреля хотя бы до текущих уровней означает, что вместо запланированных правительством 6,7% роста ВВП на следующий год, мы увидим в лучшем случае рост на 4-5%.
Еще одним "подводным камнем" для бюджета - 2009 грозит стать отток капитала из страны. Центробанк уже спрогнозировал величину чистого оттока капитала по итогам нынешнего года в 20 миллиардов долларов, хотя ранее рассчитывал на его чистый приток в размере 40 миллиардов долларов. Как следствие, золотовалютные резервы страны сократились со своего пикового значения (597,5 миллиардов долларов на начало августа) до 530 миллиардов долларов. Последняя цифра как раз примерно равна внешнему долгу России (с учетом его огромной "корпоративной" части). А значит, если резервы будут сокращаться такими же темпами, а цена нефти продолжит падение, то не исключено, что ЦБ вынужден будет пойти на девальвацию рубля ради сохранения резервов. Ну а девальвация, в свою очередь, чревата очередным всплеском инфляции. Ведь следствием девальвации станет удорожание импортных товаров - как инвестиционных, так и потребительских, а также ряда услуг, типа отдыха за границей.
Между тем, прогнозы по инфляции на следующий год депутаты тоже не стали пересматривать, остановившись на предложенной правительством цифре в 8,5%. Она уже сегодня выглядит абсолютно утопичной, учитывая тот факт, что по итогам этого года Минфин прогнозирует инфляцию в 13%, а независимые аналитики называют цифры от 14% и выше. Конечно, в ближайшей перспективе повлиять на инфляцию может углубление кризиса и его распространение на сферу производства и торговли. В этом случае начнется спад доходов населения и заметное снижение платежеспособного спроса. В результате чего инфляция действительно может начать снижаться. Однако, с другой стороны, стимулирующее воздействие на рост цен может оказать уже начавшаяся девальвация рубля. Как бы то ни было, на сегодняшний день никто из серьезных экономистов не верит в достижимость параметра 8,5% инфляции по итогам 2009 года.
Итак, на ближайший год мы имеем бюджет, основные параметры которого - цена нефти, доходы и расходы, рост ВВП и инфляция - мягко говоря, не соответствует действительности. Очевидно, исправлять ошибки бюджета депутаты будут уже по ходу его исполнения. Во всяком случае, бюджет 2008 года корректировался ими аж трижды. Разница лишь в том, что сейчас депутаты делят сверхплановые доходы, а в следующем году, скорее всего, придется вернуться к подзабытой с 90-х годов практике секвестирования бюджета.