В Рождество - пусть католическое - хочется чего-то более светлого и приятного. Например, поговорить о вине, инвестиции в которое принесли самый большой доход за минувшие 10 лет
В Рождество - пусть католическое - хочется чего-то более светлого и приятного. Например, поговорить о вине, инвестиции в которое принесли самый большой доход за минувшие 10 лет
 
 
 
В Рождество - пусть католическое - хочется чего-то более светлого и приятного. Например, поговорить о вине, инвестиции в которое принесли самый большой доход за минувшие 10 лет

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

За этот год все уже изрядно устали от бесконечных цифр, мрачных прогнозов, статистики и слова "кризис". В Рождество - пусть католическое - хочется чего-то более светлого и приятного. Например, поговорить о вине, инвестиции в которое принесли самый большой доход за минувшие 10 лет.

Вложения в вино за минувшее десятилетия оказались более прибыльными, чем золото, нефть или акции. Даже рынок российских акций - фондовый фаворит декады со своими без малого 700% роста - не смог составить конкуренцию вину. Дюжина бутылок Lafite Rothschild, которая торгуется на электронной бирже Liv-Ex, подорожала на 857%.

Самое интересное, что и тут не обошлось без вездесущего Китая - в Гонконге и на материковой части страны началась мода на формирование винных коллекций, которая привела к возникновению там серьезного рынка марочных вин и взвинтила цены. По словам главы электронной площадки по торговле вином Liv-Ex Джеймса Майлза, за последние 10 лет мировой рынок сильно изменился. Оборот увеличился втрое - до 3 миллиардов долларов. Появление винной биржи сделало куплю-продажу вина более прозрачной и ясной, а само вино более ликвидным товаром. Это привлекло новых состоятельных игроков, в основном из Китая и с Ближнего Востока.

Впрочем, доход приносит далеко не любое вино. При формировании инвестиционной коллекции следует не забывать, что менее одного процента всего производимого в мире вина способно сохранять свои качества и становиться лучше и дороже в течение 10 лет, а именно это минимальный срок для вин инвестиционного качества.

Вообще инвестиции в вино чем-то напоминают формирование инвестиционных коллекций произведений искусства - они так же подвержены моде, и беспроигрышными в длительной перспективе оказываются лишь вложения в общепризнанную "классику", со всем остальным есть риск не угадать. Впрочем, вино не кусок золота и не ценная бумага - его в крайнем случае можно употребить по прямому назначению и получить за потраченные деньги массу удовольствия.

Хотя и среди вин есть так называемые "голубые фишки" - Latour, Margaux, Lafite, Mouton Rothschild, Haut-Brion. Их доля в портфелях винных фондов обычно составляет до 75%. Остальная часть портфеля, как правило, инвестируется в "недооцененные" вина более низких категорий.

Дешевле всего приобретать вино последнего урожая - так называемые "винные фьючерсы". Правда, в этом случае придется набраться терпения - вино должно от 8 месяцев до двух лет созревать в бочке, и только потом оно будет разлито в бутылки и поставлено покупателю. Зато в течение этого времени и еще пяти лет, когда марочное вино дозревает в бутылке, оно максимально прибавляет в цене.

Тем же, кто кого интересует исключительно прибыль, покупать вино в России смысла не имеет - цены из-за многочисленных акцизов и сборов тут в несколько раз дороже, чем в Европе. Да вообще покупать вино не обязательно. В мире существует довольно много инвестиционных фондов, профессионально инвестирующих в вино. Правда, и тут без терпения не обойтись - практически все такие фонды - закрытые, инвестирующие на срок от пяти лет либо интервальные, где паи можно купить или погасить раз в квартал или в полгода. Но на меньший срок инвестировать в вино и смысла не имеет.

В отличие от самого вина, паи винных фондов можно купить и в Москве - ряд банков и управляющих компаний предлагают такую услугу крупным клиентам.

И все же инвестиции в вино приносят не только деньги, но и удовольствие, когда они начинаются с хобби, увлечения, которое может сделать человека богатым гораздо быстрее, чем золото.