Одной из главных тем, предложенных к обсуждению открывшегося в среду давосского форума станет повсеместный рост социальной напряженности, вызванный усилением экономического неравенства
Архив NEWSru.com
Одной из главных тем, предложенных к обсуждению открывшегося в среду давосского форума станет повсеместный рост социальной напряженности, вызванный усилением экономического неравенства
 
 
 
Одной из главных тем, предложенных к обсуждению открывшегося в среду давосского форума станет повсеместный рост социальной напряженности, вызванный усилением экономического неравенства
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Одной из главных тем, предложенных к обсуждению открывшегося в среду давосского форума станет повсеместный рост социальной напряженности, вызванный усилением экономического неравенства.

Неравенство было названо одной из основных нависших над миром угроз в докладе, подготовленном к форуму экспертами ВЭФ, оно же воспринимается главной проблемой и самими участниками форума, о чем свидетельствуют данные проведенного агентством Bloomberg опроса.

Поводов для беспокойства у богатейших людей планеты более чем достаточно: и "арабская весна", и прошлогодние массовые беспорядки, прокатившиеся по европейской периферии и докатившиеся до Франции, и ставшее глобальным движение "оккупантов", которые готовы захватывать уже не только Уолл-стрит, но и сам Всемирный экономический форум, разбив в Давосе собственный лагерь.

Некоторые, проникнутые сознанием чувства социальной ответственности бизнесмены во главе с одним из богатейших людей планеты Уорреном Баффетом сами требуют, чтобы государство серьезно повысило налоги на богатых. И находят горячий отклик в администрациях развитых стран (прежде всего, США), готовых делать ставку на повышение подобного рода налогов в своей безрезультатной борьбе с бюджетными дефицитами.

Оппоненты поборников социальной справедливости небезосновательно указывают на то, что корень накрывающей мир кризисной волны следует искать в несоразмерно раздутых государственных тратах, эффективность которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И повышать налоги для того, чтобы предоставить доказавшим свою несостоятельность государствам новую возможность так же неэффективно потратить деньги, которые могли бы пойти на инвестиции и стимулирование роста, - преступление.

Собственно, подобного рода дискуссии сегодня ведутся не только в Давосе, но и по всему миру. В США Обама воюет с республиканцами в Конгрессе. В Европе страны-аутсайдеры, поддержанные МВФ и рядом авторитетных экономистов, атакуют Германию и ЕЦБ, призывая на время забыть об экономии и напечатать денег достаточно и для решения долговых проблем, и для стимулирования экономического роста, а заодно и "прижать" банкиров с финансистами, которые спекулируют и наживаются на всеобщих проблемах. Даже в России дискуссия о роли и размере госрасходов не утихает, несмотря на отставку главного поборника их сокращения Алексея Кудрина.

Беспокойство богатых, лицом к лицу столкнувшихся с ростом классовой ненависти, понятно. И планы увеличить перераспределение за счет повышения налогов и наращивания социальных госпрограмм, могли бы иметь какие-то шансы на успех, если бы не одно обстоятельство. Потенциальный экономический лидер - Китай - медленно, но верно движется в ровно противоположном направлении, поэтапно проводя либерализацию экономики. И ни на какие призывы ужесточить регулирование или ввести какой-то глобальный налог, попросту не реагирует.

Аналогичной тактики придерживается целый ряд других стран, отличающихся ускоренным экономическим ростом. И попытка развитых стран улучшить положение бедных за счет богатых, а заодно и привести за тот же счет в порядок государственные финансы в нынешнем открытом мире может привести лишь к бегству богатых в те страны, где их состояния пока не являются чем-то предосудительным.

Иными словами, капитализм "с человеческим лицом" рискует нанести последний удар по конкурентоспособности развитых стран и заметно ускорить процесс смены мировых экономических лидеров, процесс, который и без того развивается невероятно быстро. Если же кого-то из миллиардеров гнетет их богатство, то есть благотворительность, которая действует гораздо более адресно и эффективно, чем государственные социальные программы.