МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Тема снижения страховых взносов становится едва ли не главной экономической темой в России. Причина проста: этот вопрос - одно из немногих неразрешимых пока противоречий между президентом и премьером, от лица которого выступает и действует один из его наиболее доверенных и влиятельных заместителей - министр финансов Алексей Кудрин.
В четверг российские предприниматели отмечали свой профессиональный праздник, а заодно решили не просто выпить и закусить, а еще и заявить правительству о своих чаяниях - провести в крупных городах акции протеста против непосильных для них 34-процентных страховых взносов.
Из Кремля на эти акции, очевидно, взирали весьма благосклонно, поскольку снижение страховых взносов - инициатива президента Медведева, который в начале весны озаботился состоянием инвестиционного климата в стране и ставку решил сделать, помимо прочего, на снижение социальных страховых выплат. В марте президент поручил правительству к 1 июня подготовить свои предложения, а в начале этой недели еще и напомнил о своем поручении - вызвал к себе в Горки министра финансов Кудрина и наказал тому не ограничиваться "косметическими мерами" и предусмотреть снижение для всех налогоплательщиков.
Минфин, который изначально и был инициатором повышения, апеллируя к тому, что денег пенсионной системе хронически не хватает, и "дыра" в бюджете Пенсионного фонда с каждым годом все больше, поручение президента вынужден исполнять, и свои предложения, понятное дело, подготовит. Но Алексей Кудрин изменил бы самому себе, если бы просто так смирился с выпадением государственных доходов, которое премьер Владимир Путин оценил в 400-800 миллиардов рублей.
Глава Минфина на совещании в Белом доме предложил масштабное сокращение госрасходов на армию и силовые структуры. Общее сокращение, по мнению Кудрина, должно составить 386 миллиардов. Если учесть, что Минфин надеется вернуть ставку страховых взносов не к тому уровню, который был до повышения, а к более высокому (обсуждается 28% по сравнению с нынешними 34% и прошлогодними 26%), по сути, "в жертву" предпринимателям предлагается принести военных и силовиков.
Вольно или невольно, Кудрин ставит президента перед непростым выбором между инвестклиматом (низкие социальные выплаты) и модернизацией, в которой военно-промышленный комплекс играет едва ли не ключевую роль, а принятая недавно с большой помпой программа перевооружения армии стоимостью 20 триллионов рублей преподносилась именно как один из основных "локомотивов" президентской модернизации. Да и предложение сократить расходы на МВД в свете затеянного президентом превращения милиции в полицию выглядит неоднозначно.
Есть, правда, еще один выход. который настойчиво предлагает замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин - попросту похоронить накопительную пенсионную систему и забыть о ней как о страшном сне. Для этого он даже предлагает провести всенародный референдум. "Давайте проведем всенародный референдум, спросим самих людей: хотят ли они участвовать в принудительной системе или все будут делать самостоятельно", - заявил Воронин в четверг на международной научно-практической конференции, посвященной состоянию международного и российского законодательства о труде и социальном обеспечении.
Это, конечно, было бы радикальным решением проблемы переходного периода от распределительной к накопительной системе, в течение которого работники должны не только копить себе на пенсию, но и кормить тех, кто уже на пенсию вышел. Однако относительно того, что российские граждане "все будут делать самостоятельно", то есть сами будут откладывать часть своих доходов, чтобы было на что прожить в старости, сомнения возникают серьезные. Впрочем, о накопительной пенсионной системе писалось тут довольно много, и повторяться смысла особого нет. Тем более, что лишить граждан их пенсионных накоплений в предвыборный год президент, как бы о ни относился к пенсионной реформе, едва ли осмелится.
Так или иначе, но уже на следующей неделе президенту будут представлены предложения правительства, и глава государства должен будет принять какое-то решение. Однако, каким бы оно ни было, большого значения это иметь не будет, и радикально на инвестклимат не повлияет. По крайней мере, если параллельно с этим решением Медведев не заявит, что собирается вновь баллотироваться в президенты, а Путин публично не откажется от претензий на президентское кресло. Налоговое законодательство в России меняется в последнее время слишком часто, чтобы восприниматься как что-то неизменное. И, в конечном итоге, ставка страховых взносов, которую сейчас снизят, может быть через год также легко повышена.