Пытаясь убедить конгрессменов в необходимости безотлагательно принять пакет мер, направленных на стабилизацию финансовых рынков, представители администрации Буша, да и не только они, заявляли, что промедление лишь усугубляет кризисную ситуацию. В конечном итоге финансовая система может не выдержать, начнется паника, последствия которой будут несопоставимы с последствиями любого кризиса, когда бы то ни было переживавшегося страной.
Можно, конечно, объяснять подобного рода полемический накал острым желанием поскорее получить в свое распоряжение приятную во всех отношениях сумму в 700 миллиардов долларов. Однако всегда есть угроза того, что самый пессимистичный сценарий реализуется. В конце концов в последнее время это совсем не редкость.
Да и если внимательно присмотреться к банкротству Washington Mutual, несложно заметить, что паника послужила в этой истории далеко не последнюю роль. Банк, до того страдавший от последствий ипотечного кризиса наравне с остальными игроками рынка, стремительно покатился под откос после того, как рейтинговое агентство Moodys снизило его кредитный рейтинг. Напуганные вкладчики ринулись снимать деньги, закрыв в короткие сроки счета на 17 миллиардов, напуганные брокеры начали распродавать акции банка, обвалив их в конечном итоге на 95% от прошлогодних значений.
На этом фоне российские власти, которые с Думой ничего не согласовывали, быстро и эффективно погасили кризисную ситуацию на фондовом, валютном и межбанковском рынке, а основная масса населения даже не успела ьпонять, что уже пора начинать бояться. Брокеры и аналитики с расшатанными за последнее время нервами не в счет.
И тем не менее, кризис даже в России, с беспрецедентными по масштабам мерами ,направленными на стабилизацию, пока только заморожен, но отнюдь не погашен. Что же до остального мира ,то там он свирепствует вовсю, подобно лесному пожару перекидываясь со страны на страну, с одной отрасли экономики на другую. В ряде европейских стран уже зафиксировано снижение ВВП, в Гонконге на пустом месте началась паника среди вкладчиков крупного банка. Где и когда ждать следующих проблем, непонятно.
Одним словом, практика последних месяцев показывает, что предпринимая те или иные действия, лучше держать в голове наихудший сценарий развития событий. Если он не реализуется ,можно будет вздохнуть с облегчением, если реализуется - дело не закончится инфарктом.
Наихудшим сценарием в настоящий момент действительно выглядит крах американской финансовой системы. И надеяться, что взрывная волна, которая в этом случае прокатится по миру нас минует, поскольку мы успели накопить полтриллиона долларов в золотовалютных резервах и пару сотен миллиардоа в Стабфонде, не совсем благоразумно.
Единственное, что внушает оптимизм - так это то, что в мире все еще остались покупатели дешевых активов. Розничное подразделение Washington Mutual купил за бесценок JPMorgan Chase & Co, купивший ранее еще одного рухнувшего гиганта - Bear Stearns. Начал покупать и лучший инвестор всех времен и народов, долгое время занимавший верхнюю строчку в списке богатейших людей мира Уоррен Баффет.
Так что может еще и пронесет, недаром говорят, что перед рассветом тьма сгущается.