МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Российский Минфин совместно с Минрегионразвития создают почву для введения в регионах внешнего управления - как это бывает на предприятиях-банкротах. В "группе риска" Чувашия, Камчатка, Чукотка, Брянская, Астраханская, Магаданская, Московская области. В этих регионах соотношение государственного и муниципального долга и планируемых доходов субъекта превышало 45%.
Между тем в Бюджетном кодексе уже прописана возможность введения временной финансовой администрации, если объем просроченной задолженности региона превышает 30% по итогам года, а Минфин предлагает снизить эту планку до 10%. Если это произойдет, банкротство регионов в России станет не теоретической абстракцией, а суровой правдой жизни.
Надежды на то, что в обозримом будущем финансовое положение регионов и муниципалитетов кардинально улучшится, практически никакой. Резкое снижение налоговых поступлений едва ли сменится таким же резким ростом сборов - экономическая ситуация в стране не дает никаких оснований для подобного рода надежд.
Рефинансировать взятые на пике роста кредиты и выпуски региональных и муниципальных облигаций, все сложнее. Банки кредитов не дают. А если и дают, то под немыслимые проценты. На рынке облигаций та же ситуация. Единственная надежда на дотации из федерального бюджета.
Правительство, понимая, что "на местах" брать деньги особенно неоткуда, обещало повысить дотации на 150 миллиардов рублей и дать еще на такую же сумму трехлетние кредиты. Но этого может оказаться недостаточно, а больше федеральный бюджет "выжать" из себя не сможет - и без того резервов хватит лишь на этот год да на следующий.
Между тем региональные и муниципальные облигации составляют достаточно серьезную часть российской финансовой системы. Эти бумаги составляют основу многих "консервативных" портфелей в банках, инвестиционных компаниях, негосударственных пенсионных фондах. Эти бумаги служат залогом при получении кредитов, При чрезвычайно низком объеме федерального госдолга в России региональные и муниципальные облигации фактически выполняют роль российских госбумаг.
Банкротство одного из регионов может спровоцировать цепную реакцию на рынке, схожую с той, что наблюдалась в сентябре прошлого года. И "вторая волна" кризиса может накатить на Россию вовсе не с той стороны, откуда ее ждут Минфин и банковские аналитики.
Интересно, что этот сектор региональных и муниципальных облигаций может оказаться айсбергом, который пробьет очередную пробоину не только в российской финансовой системе, но и в мировых финансах.
Еще в начале апреля агентство Moody's объявило о том, что кредитоспособность американских муниципалитетов серьезно ухудшилась. В конце марта кредитный рейтинг штата Калифорния был снижен. Деловой портал BFM.ru приводит оценку положения дел в этом штате конгрессмена от Республиканской партии Даррелла Иссы: "Калифорния - это штат, который фактически является банкротом. И, несмотря на целый ряд мер по повышению налогов, его чиновники никак не могут сбалансировать бюджет и провести адекватное сокращение расходов".
На очереди Флорида, где ситуацию усугубляет тот факт, что некоторое время назад крупнейший банк штата - Bank of United Financial с активами в 14 миллиардов долларов получил 20-дневное уведомление от регуляторов о том, что либо он должен срочно привлечь новый капитал, либо он перейдет под контроль государства.
Возможности у американских федеральных властей по поддержанию устойчивости региональных бюджетов, как и в России, ограничена. Наращивать и без того большой федеральный долг до бесконечности не получится - рейтинговые агентства могут не оценить направленных на поддержание стабильности усилий администрации, и страна впервые за долгие годы лишится высшей категории надежности в качестве заемщика.
С учетом размеров рынка американского госдолга и производных финансовых инструментов, к нему привязанных, это будет катастрофа почище всех прошлогодних обвалов.
Рынок регионального и муниципального долга как в России, так и в мире, может представлять не меньшую угрозу, чем американский рынок ипотечных облигаций. Так что говорить о начале восстановления даже в сфере финансов, наверное еще несколько преждевременно.