ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":
По всем законам жанра последнюю колонку в уходящем году следует посвятить экономическим прогнозам на год грядущий. И хотя с прогнозом, а тем более новогодним, как-то принято связывать что-то светлое и радостное, ничего оптимистичного написать не получается.
Для оптимизма российской экономике жизненно необходим рост, а с ним пока просто беда. По итогам нынешнего года получится 3,7-3,8% ВВП - это очень мало для такой развивающейся экономики, как наша. Вспомним, еще недавно, до кризиса мы росли по 6,5-8% в год, и многие экономисты переживали, что, мол, медленно – такими темпами мы ведущие страны не догоним еще 2-3 десятилетия. Потом случился кризисный обвал (почти на 8%). А за этот год, получается, российская экономика не то что не продвинулась вперед, но не смогла отыграть даже половину своего падения.
И самое ужасное, никаких предпосылок для будущего роста не предвидится. На бурное развитие отечественного бизнеса надежды никакой. Вместо "зеленого света" его ожидает "красный" в виде серьезного повышения налогов - фискальный пресс вырастет на 2% ВВП. Это, между прочим, немногим меньше, чем весь наш рост нынешнего года. Будущий год сулит многим предприятиям, особенно малым и средним, не развитие, а борьбу за существование.
На иностранные инвестиции тоже рассчитывать не приходится. Капитал активно бежит из России: Центробанк считает, что по итогам нынешнего года чистый отток составит 22 млрд долларов. Что заставит этот поток развернуться? Не новый же приговор по делу Ходорковского-Лебедева. И не позорные места в международных рейтингах, посвященных деловому климату: в рейтинге Doing Business у России 123-е место из 183, в рейтинге восприятия коррупции - 154-е из 178.
Если называть вещи своими именами, для международных инвесторов Россия остается страной с отвратительным инвестиционным климатом, высокой коррупцией и непреодолимыми административными барьерами.
Может быть, у нас появились какие-то новые "точки роста"? Что-то их не видно. Госкорпорации, как и следовало ожидать, никаких надежд в этом смысле не оправдали. Правда, много телодвижений в уходящем году наблюдалось вокруг Сколково. Но, надо полагать, даже самые отъявленные оптимисты вряд ли надеются на то, что в ближайшие 12 месяцев проекты этого иннограда хоть как-то отразятся на развитии отечественной экономики.
Тогда, быть может, родное государство возьмет на себя роль "драйвера" и выступит глобальным инвестором для экономики? Это вряд ли: у государства свои заботы на носу - предвыборный год. А значит, впереди колоссальные траты на "социалку" и военные расходы. Тут не до инноваций с модернизациями, тем более, что российский бюджет остается дефицитным, а Резервный фонд, из которого этот дефицит финансируется, вот-вот, по расчетам Минфина, закончится.
Значит, остается старая добрая "кормилица" нефть. Можно, конечно, помечтать о том, что она в будущем году подорожает. Но, во-первых, это не факт - о чем уже доводилось писать. А во-вторых, России для роста, похоже, нужна уже не просто дорогая нефть, а какая-то сверхдорогая. Ведь тот уровень стоимости барреля, который обеспечивал рост отечественной экономики и профицитный бюджет еще 3 года назад, - 70-80 долларов - держался и весь этот год. Однако ничего обеспечить не смог: рост, как уже говорилось выше, получился маленький, а дефицит, наоборот, существенный - свыше 4 процентов ВВП.
В общем, никаких предпосылок для ускоренного роста ВВП нет и не предвидится, а стало быть – нет надежды ни на серьезное пополнение бюджета, ни на ренессанс промышленности, ни на наступление эры высоких технологий, ни на расцвет частного предпринимательства.
Зато наши традиционные проблемы остаются с нами и в новом году - например, высокая инфляция. Уже не за горами резкое повышение тарифов ЖКХ и платы за проезд во всех видах транспорта. Да и рост цен на продукты никто не отменял. А стало быть, не стоит особо надеяться на среднестатистическое повышение доходов и уровня жизни, что бы по этому поводу ни считал хитроумный Росстат.
Вот, собственно, и весь шорт-лист прогнозов на следующий год. Если коротко, он сводится к тому, что 2011-й будет столь же безрадостным, как и 2010-й: рост ВВП, дефицит бюджета, уровень инфляции, в лучшем случае, останутся такими же, как и по итогам 2010-го. Никакого бума - ни промышленного, ни инвестиционного, ни технологического, ни сырьевого, - на горизонте не видно.