Согласно опросу портала Superjob.ru, 54% россиян за последние месяцы не делала никаких сбережений
Архив NEWSru.com
Согласно опросу портала Superjob.ru, 54% россиян за последние месяцы не делала никаких сбережений
 
 
 
Согласно опросу портала Superjob.ru, 54% россиян за последние месяцы не делала никаких сбережений
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Согласно опросу портала Superjob.ru, 54% россиян за последние месяцы не делала никаких сбережений. Большая часть тех, кто все же сберегает часть доходов, предпочитает банковские вклады, не рискуя связываться с инвестициями.

Можно сколько угодно рассуждать о низком уровне финансовой грамотности населения, однако, как это ни парадоксально, но россияне ведут себя вполне адекватно той ситуации, которая складывается в стране и в мире, чутко, хотя и несколько консервативно, реагируя на изменение этой ситуации.

Любовь к банковским вкладам вполне объяснима. В прошлом году "плавная девальвация" рубля закончилась, а ставки по депозитам многие банки вынуждены еще были держать на высоком уровне (нередко можно было положить деньги под 20 с лишним процентов). Инфляция из-за кризиса существенно снизилась, а правительство предприняло титанические усилия, направленные на спасение проблемных банков.

В этих условиях на рынке банковских вкладов начался настоящий бум, который продолжался до середины этого года. К августу доходность по депозитам банков начала приближаться к уровню инфляции (и наоборот - инфляция к уровню доходности), и интерес населения к депозитам начал сходить на нет. Лишь открытые под высокие проценты долгосрочные пополняемые вклады исправно пополнялись и продолжают пополняться, несмотря на всевозможные ухищрения банков, которые уже вовсе не заинтересованы привлекать деньги под столь высокие проценты.

Потеряв в значительной степени интерес к депозитам, население принялось делать продовольственные запасы. Об этом свидетельствуют данные службы мониторинга "Ромир". Причем, как следует из их отчета, запасы делает вовсе на самая бедная часть населения, а средний класс, не бедствующий, но привыкший считать деньги и следить за ценами.

Покупка продуктов впрок - мера, особенно для семей с не слишком большим доходом, вполне разумная. Какие-бы цифры по инфляции ни озвучивал Росстат, продовольствие подорожало весьма существенно, причем никакого характерного для начала осени сезонного снижения в этом году в России не было и, очевидно, уже и не будет. Правда, запастись на всю оставшуюся жизнь все равно не получится, но разумной альтернативы сберечь свои деньги от инфляции для людей, не обладающих специальными профессиональными навыками и не следящими постоянно за рынками, пока, к сожалению не просматривается.

Деьги обесцениваются, причем речь не только о рублях. Мировые Центробанки - кто явно, кто не слишком афишируя свои действия, - развязали "войну валют", пытаясь поддержать своих экспортеров, а заодно и смягчить проблему госдолга, ставшую основной угрозой мировой экономике. Копить деньги в этих обстоятельствах не слишком разумно.

Что же касается инвестиций в акции или паевые фонды, они пока слишком рискованы, поскольку угроза повторной рецессии в мировой экономике велика, о чем не утсает напоминать один из самых авторитетных экономистов в мире - профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.

Учитывая все это, тратить в настоящее время - самое разумное поведение. И именно так и поступает более половины населения страны.

Самое интересное, что рост расходов (как выяснилось, в ущерб сбережениям) Росстат склонен принимать за рост благосостояния и снижение уровня бедности. "Если смотреть в целом на население, то мы стали богаче, мы стали большими потребителями", - утверждает глава ведомства Александр Суринов, добавляя, что "если сравнивать себя с другими странами, мы стали страной со средним доходом". Вывод, мягко говоря, сомнительный, но вполне сгодится для демонстрации достижений нынешней власти в предвыборный год.

Впрочем, что бы ни заявлял тот или иной чиновник, доверие к деньгам у россиян стремительно снижается, причем все основания для этого налицо.