В Санкт-Петербурге вынесен очередной, четвертый по счету, оправдательный приговор 40-летнему криминальному авторитету и автогонщику Станиславу Тюрину. Следствие уже дважды не смогло доказать его виновность в убийстве бизнес-леди Валентины Раевской.
Присяжные единогласно сочли доказанным сам факт расстрела Раевской. Однако Станислав Тюрин, по их мнению, к этому преступлению не причастен. В его виновности усомнились девять из 12 заседателей, сообщает "БалтИнфо".
Защита Тюрина считает вердикт российской Фемиды своей крупной победой. "Впервые присяжные заседатели совершенно четко реагировали, внимательно слушали, не спали, - говорит адвокат Борис Логвиненко. - Доводов обвинения здесь не было вообще - были только показания двух "говорящих голов", которые заслужили себе сроки по другим делам, поэтому и оговаривали Тюрина".
Процесс сопровождался скандалами. Так, судья Татьяна Егорова внезапно отстранила от участия в разбирательстве всех адвокатов обвиняемого: Новолодского, Логвиненко, Кащеева и Калашникову, которые вышли из зала, протестуя против допроса "одиозного" свидетеля. А один из свидетелей поведал о связях подсудимого с бывшим заместителем начальника петербургского ГУВД Борисом Додоновым.
Как следует из материалов дела, Валентина Раевская была застрелена утром 10 февраля 2006 года, когда гуляла с собачкой на Варшавской улице. Киллер, используя самодельный пистолет-пулемет, буквально изрешетил тело предпринимательницы, после чего скрылся с места происшествия на автомобиле под управлением сообщника.
В 2012 году в организации этого преступления обвинили Станислава Тюрина. По версии следователей, в 2005-2006 годах он предложил 30 тысяч долларов за убийство Раевской. Подельниками Тюрина стали Эдуард Авзалутдинов, Алексей Кексюль и Вячеслав Ичин. За женщиной установили наблюдение.
Стрелял в женщину Кексюль, а увез киллера с места покушения еще один фигурант дела - Зарипов. Всех соучастников, кроме Тюрина, приговорили к различным срокам заключения, а автогонщик был оправдан в 2012 году. Правда, тогда его победа в суде была не столь впечатляющей - за невиновность Тюрина проголосовали только шесть присяжных из двенадцати.
"Интеллигент" со скамьи подсудимых
Автогонщик и бывший сотрудник компании "Аддинол Рус" Станислав Тюрин уже в 1990-е годы был связан с криминальным авторитетом Юрием Комаровым. А в начале "нулевых" он сошелся с доверенным лицом "короля русской мафии" Деда Хасана (Аслана Усояна) Иосифом Осиповым по кличке Марыч.
Несмотря на такой круг знакомств в бандитских кругах, Тюрин имеет безупречную биографию. Он закончил четыре курса филологического факультета ленинградского Университета имени Жданова, является мастером спорта по автогонкам, а до 2006 года был соучредителем одного из коммерческих МРЭО Петербурга.
Впервые Тюрин был оправдан в 2007 году в Мосгорсуде, где рассматривалось дело о громком убийстве Игоря Климова, директора компании "Алмаз-Антей", а в прошлом офицера СВР.
Примечательно, что погибший претендовал на должность гендиректора оборонного предприятия. На этот пост его выдвигал тогдашний замглавы администрации президента РФ Виктор Иванов. Климов был его советником. А пресса называла потерпевшего фактическим протеже Владимира Путина.
В задачи, стоящие перед бизнесменом, входило мирное разрешение конфликта между противостоящими группировками конструкторов и директоров, которые должны были заняться разработкой системы противовоздушной обороны пятого поколения. Климов около месяца, будучи временно исполняющим обязанности гендиректора "Антея", пытался примирить враждующие стороны. А 6 июня 2003 года он был расстрелян у подъезда собственного дома. Более того, 9 октября того же года аналогичным способом убили гендиректора ОАО "Проммашинструмент" Елену Нещерет. Следствие практически сразу заявило, что убийство связано с переделом собственности в "Антее" и является заказным.
Позднее непосредственные исполнители убийства были приговорены к лишению свободы на срок от 22 до 25 лет, а один из осужденных поведал следствию о том, кто был заказчиком преступления. По его словам, ими являлись Константин Братчиков и Станислав Тюрин. В мае 2006 года оба подозреваемых были арестованы.
По версии Генпрокуратуры, в девяностых годах Братчиков и Климов вели совместную коммерческую деятельность на паритетных началах, но затем между ними произошел конфликт, и бизнес поделили. Заключив ряд сделок, Братчиков стал единственным владельцем корпорации "Сандерс Инструментс, Инк", которая владела 60% ООО "Химинвест". Тогда он и решил убить Климова и Нещерет, чтобы захватить завод "Измерон", а также ОАО "Проммашинструмент" и получить полный контроль над "Химинвестом". К организации преступления он, по версии следователей, привлек Тюрина, которому пообещал семь тысяч долларов и часть дохода предприятий.
Однако в суде версия обвинения развалилась. В 2007 году семеро присяжных высказались в пользу Братчикова, а Тюрина вообще оправдали единогласно.
В дальнейшем Братчиков уехал в Эквадор, откуда потом был экстрадирован, а Тюрин постоянно менял место жительства в России и был заочно арестован. Оправдательный приговор отменили.
В мае 2009 года Тюрина судили вторично и снова оправдали. Теперь за его невиновность проголосовали восемь из 12 присяжных.
В 2012 году, после третьего оправдательного вердикта, против Тюрина выдвинули обвинение в убийстве директора кожевенного завода имени Радищева Анатолия Голикова. Бизнесмен пропал зимой 2005 года, а через полгода его тело с признаками насильственной смерти было обнаружено в Неве. Только в этом случае следователям удалось доказать перед российской Фемидой виновность автогонщика и его подельников Эдуарда Авзалутдинова, Андрея Новожилова и Арсения Коринфского.
Летом 2013 года Ленинградский областной суд назначил Тюрину и Азалутдинову 20 лет и 17,5 года колонии соответственно. Зато был оправдан директор ООО "Орлан" Иосиф Осипов, который, по версии следователей, тоже был организатором убийства Голикова и связан с "тамбовской" ОПГ.
Остается только гадать, в чем причины оправдательных вердиктов, вынесенных Тюрину. Однако пресса отмечает, что криминальный авторитет может вызывать сочувствие у присяжных, поскольку "внешне больше похож на интеллигента, чем на хладнокровного убийцу". Но главным фактором в условиях состязательности судебного процесса остается качество работы следствия.