Украинский суд признал невиновным жителя Харьковской области, который застрелил милиционера. Случившееся было квалифицировано как самооборона.
Апелляционный суд Харьковской области признал невиновным жителя села Просяное Нововодолажского района, который 15 ноября 2006 года убил из охотничьего ружья сотрудника милиции, пишет "Газета по-харьковски". Сразу после вынесения сенсационного судебного решения 53-летний тракторист Михаил Жиденко вышел на свободу, проведя под следствием более двух лет.
Как следует из материалов дела, к убийству милиционера привел межевой конфликт. Еще три года назад Жиденко поссорился с престарелой соседкой Марией Головешко из-за старой груши на границе участков. Михаил считал, что дерево больше не родит, и спилил его несмотря на протесты женщины. А незадолго до трагедии во время пахоты мужчина случайно заехал на собственном тракторе в огород Головешко.
Престарелая соседка поругалась с неуклюжим работником, а вскоре разбираться к нему пришел ее сын - Роман Головешко, сообщала "Газета.ua". Поскольку Жиденко отказался просить прощения, родственник пригрозил, что наймет "ментов или бандитов", дав трактористу неделю на раздумья.
Две недели спустя к Жиденко пришли двое мужчин крупного телосложения, которые с порога принялись избивать хозяина дома. Улучив момент, Михаил достал охотничье ружье и попытался прогнать незваных гостей. Однако те не подчинились, а один из обидчиков попытался приблизиться к человеку с оружием. В этот момент и прозвучал роковой выстрел.
30-летний старшина милиции Виталий Сидоренко, участвовавший в нападении на тракториста, получил пулю в живот и скончался через несколько минут. Его спутник - 25-летний сотрудник милиции Александр Белозор - с места преступления скрылся.
Череда милицейских фальсификаций
Во время многочисленных судебных заседаний коллеги погибшего пытались доказать, что Сидоренко и Белозор, являвшиеся сотрудниками Песочинского отдела милиции, пришли на частную территорию в соседнем районе якобы по служебной необходимости. Однако предоставленные доказательства оказались неубедительными.
Со своей стороны, начальник Нововодолазского райотдела милиции Роман Прогнимак признал, что ему ничего не было известно о причинах визита коллег из соседнего района. Приехав, они не зарегистрировались в райотделе, как того требуют правила. Примечательно, что после такого признания начальника перевели на другое место работы ”по собственному желанию”.
Недоказанным оказалось и предположение, что милиционеры представились Жиденко, прежде чем принялись его избивать.
Более того, во время следствия были выявлены факты грубых фальсификаций. Так, служебное удостоверение Сидоренко было подброшено к другим вещественным доказательствам. Однако адвокатам подсудимого удалось доказать, что в момент убийства документов на месте происшествия не было.
Суд также выяснил, что и до, и после убийства с угрожавшим соседу Романом Головешко милиционеры неоднократно разговаривали по мобильной связи. Причем переговоры велись как с телефона Белозора, так и с трубки его непосредственного начальника Тесли. Сами стражи порядка объясняли эти странные совпадения техническими ошибками и происками коллег.
Много несоответствий обнаружилось и в показаниях фигурантов дела. Если рассказы Михаила Жиденко, его жены Любови Головко, а также других свидетелей оказались одинаковыми, то у Белозора, Тесли и Романа Головешко показания путались и не соответствовали друг другу. Оставшийся в живых "визитер" спустя полтора года вдруг заявил, что стал лучше помнить, как все было, изъявив желание поведать новые детали случившегося.
Во время последнего заседания председательствующий судья Анатолий Брынцев порядка трех часов зачитывал материалы дела. В итоге судьи решили, что Михаил Жиденко лишь оборонялся от непрошеных гостей, которые угрожали его жизни и здоровью.
Отметим, что отдельное определение суд направил прокурору области, обратив его внимание на необходимости привлечь к ответственности лиц, фигурирующих в этой непростой истории. Впрочем, и сам областной прокурор Василий Синчук уже спустя несколько дней после убийства в Просяном во всеуслышание заявлял, что Жиденко совершил преступление, нарушив понятие "презумпции невиновности".
Защита грозит следователям новым процессом
Государственный обвинитель Анна Козырева во время оглашения приговора стояла с недовольным выражением лица. А когда все закончилось, давать журналистам какие-либо комментарии отказалась. Даже на вопрос об апелляции она ограничилась заявлением, что будет общаться с прессой исключительно через прокурора области.
Адвокаты Михаила Жиденко оказались более разговорчивыми. И Николай Сушко, и Владимир Тимошенко, которые взялись защищать жителя Просяного даже без денежного вознаграждения, были очень довольны решением суда, квалифицировавшим убийство как допустимую самооборону.
"Приговор мы считаем справедливым, но запоздалым, - сказал Сушко. - Этого дела могло не быть, если бы Василий Синчук (областной прокурор) имел элементарное уважение к закону".
По мнению юристов, дело должно иметь продолжение. Наказание должны понести заказчики, организаторы, следователи и те чиновники, которые помогали фальсифицировать это уголовное дело. Теперь адвокаты планируют писать жалобы и добиваться возбуждения уголовных дел в отношении тех лиц, которые причастны к многочисленным нарушениям и фальсификациям, установленным на процессе.
Тракториста Мосю в деревне любили
Сельское общественное мнение с самого начала было на стороне тракториста, которого в деревне любовно величают Мосей. Нарядный дом Жиденко стоит на околице, а хозяина считают человеком мирным и мастером на все руки.
Хорошего мнения о Жиденко и его первая жена, которая тоже живет в селе. После развода тракторист сошелся с Любовью Головко, а взрослые сын и дочка живут отдельно, но часто привозят внуков к деду.
Напротив, Мария Головешко живет с сыном, но ни с кем не дружит. Поговаривают, что иногда она колдует. Сын продает книги и журналы в Писочине. К нему часто на собственных автомашинах приезжают зажиточные друзья.
На следственный эксперимент собиралось полсела. Тогда Жиденко встречали аплодисментами. Люди хотели рассказать, как было дело, но следователи не слушали. В итоге возмущенные односельчане заблокировали машину, в которой привезли Жиденко, и требовали отпустить подследственного. Одновременно на воротах Головешко кто-то написал: ”Убийца”.
Впоследствии односельчане дружно приезжали на все заседания суда в Харькове. По их словам, Роман Головешко был уверен в своей победе на процессе и даже хвалился, что "порешал в Киеве все вопросы", а потому "Жиденко будет сидеть".