Отказавшись от "Южного потока", "Газпром" рассчитывает заставить страны ЕС самостоятельно строить газопроводы на своей территории. Он по-прежнему намерен лишить Украину права на транзит газа в Европу, пишет "Коммерсант".
Речь идет о том, чтобы построить трубопровод до Турции, который будет идти параллельно Blue Stream. Он пойдет по дну Черного Моря, а затем по территории Турции до греческой границы. Именно там возникнет пункт сдачи газа, который заменит нынешние хабы, используемые при получении газа при транзите через Украину.
В случае реализации этого плана влияние Турции как страны-импортера значительно вырастет, а европейцам придется самостоятельно сооружать новые газопроводы от хаба на греческо-турецкой границе. Альтернативы у них не будет, потому что после завершения нынешнего контракта в 2020 году "Газпром" может прекратить транзит через Украину.
Однако собеседники издания на рынке видят в этом плане несколько серьезных препятствий для нового соглашения с европейцами. Во-первых, если вариант с поставками газа в Италию в этом случае еще возможен, то для Австрии, Венгрии и Словакии придется строить новую газотранспортную систему.
Во-вторых, создание трубопровода в Турцию займет время. Сделать это ей придется до 2020 года, когда истечет действующий контракт о поставках газа.
"Некоторые политические силы в ЕС и США считали, что блокировка South Stream заставит "Газпром" использовать украинскую ГТС, но российское руководство дало понять, что на это не пойдет", - считает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Напомним, что Москва и Анкара достигли соглашения о строительстве нового газопровода через Черное море, мощностью 63 млрд куб. м газа в год.
К тому же российская сторона уже предлагает Турции скидку на поставки голубого топлива. "Мы по просьбе турецких партнеров - и имея в виду расширение сотрудничества в нефтегазовой сфере, с 1 января 2015 года понизим цены на голубое топливо для турецких потребителей на 6% и готовы будем снижать эти цены дальше по мере реализации наших совместных крупных проектов", - пояснил Владимир Путин.
Игра в кошки-мышки между Западом и Востоком
Сербия намерена выяснить дальнейшую судьбу "Южного потока" у Москвы и Брюсселя. По словам президента Сербии Томислава Николича, в интересах Сербии узнать, "чего можно ожидать, что мы потеряли, что, возможно, получим" в связи с ситуацией с поставками газа. "Это похоже на игру в кошки-мышки между Западом и Востоком", - сказал Томислав Николич.
Бывший главный управляющий итальянского энергетического концерна Eni Паоло Скарони, заключавший с "Газпромом" договор о совместном участии в проекте строительства газопровода, скептически относится к возможности дальнейшей реализации проекта. "Если сохранятся нынешние настроения между Россией и Европой, я склонен к пессимизму", - сказал он в интервью газете Messaggero.
"На протяжении почти двух лет "Газпром" пытается добиться от Брюсселя разрешения на строительство газопровода. А без этого разрешения невозможна активизация банковского консорциума, который должен был финансировать 75% проекта. Москва же в одиночку в сложившихся экономических условиях не способна на такие миллиардные инвестиции", - объяснил он.
По мнению части экспертов, опрошенных "Независимой газетой", громкие заявления о закрытии проекта "Южный поток" носят, скорее, политический характер. "Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы и вызвало волнение в первую очередь среди тех стран, кто серьезно рассчитывал на российский газ: это Австрия, Венгрия, Болгария и Сербия", - сообщает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров.
Аналитик уверен, что заявления Москвы - часть большой геополитической игры, в результате которой Брюссель вернется к обсуждению проекта.
Даже если Брюссель и вернется к дискуссии вокруг проекта, обсуждать его будут уже на других условиях, предполагает директор по инвестициям компании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. "Расходы по проекту должны будут гарантироваться за счет ЕС. А значит, скорее всего какие-либо договоренности достигнуты не будут", - считает он.
По мнению же партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, у "Южного потока" нет будущего. "Проект зашел в тупик", - уверен он. Но и турецкий проект не вызывает у эксперта оптимизма. "Турция именно как газовый хаб прекрасно себя чувствует и без России. Через страну идет азербайджанский, иранский, а в скором времени будет поставляться и туркменский газ", - поясняет Крутихин. Турция может и не оказаться тем козырем, на который теперь так рассчитывает Москва.
"Газпром" потратил 120 млн долларов на землю в Болгарии, по которой не пройдет "Южный поток"
За два месяца до полного отказа от проекта компания-оператор трубопровода South Stream Transport заплатила 122 млн долларов за участки земли на побережье Болгарии, по которым должен был пройти трубопровод. Цена сделки почти в шесть раз превысила стоимость земли. Зачем "Газпром" так переплатил, расследовала "Новая газета".
Участки, о которых идет речь, находятся в районе Галата города Варны, недалеко от пляжей Паша Дере. Как только переговоры между Россией и Болгарией о строительстве "Южного потока" вышли на официальный уровень, пляжи Паша Дере сочли подходящим местом для выхода газовой трубы из моря на побережье: в этих местах берег пологий.
В 2005 году болгарский банк Fibank выдал кредит компании "Шангрела" на покупку этих участков. Земля была заложена по договору, и ее стоимость оценивалась в 5,1 млн левов (около 3 млн долларов).
Россия и Болгария подписали соглашение о строительстве "Южного потока" в 2008 году, что сразу привело к удорожанию земли почти в два раза. У владельцев Fibank могла быть инсайдерская информация о планах по строительству трубы, и поэтому они начали проявлять такой интерес к землям возле пляжей Паша Дере еще до начала реализации газового проекта, считает издание.
14 июня 2013 года Fibank выкупил часть земли у компании "Шангрела" почти за 22 млн долларов. Строительство "Южного потока" стало главным драйвером роста цен на землю в этих местах. Однако все изменилось после начала украинского кризиса: 17 апреля 2014 года Европарламент проголосовал за запрет строительства "Южного потока". 8 июня 2014 года премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски заявил, что Болгария приостанавливает работу по проекту.
Таким образом, уже летом 2014 года судьба проекта оказалась под большим вопросом. Однако 1 октября 2014 года оператор трубопровода - компания South Stream Transport - выкупила те же участки земли у Fibank за более чем 122 млн долларов.