Американский миллиардер Джордж Сорос полагает, что долговой кризис в Европе не утих, а даже обострился, хотя ЕЦБ и удалось, проведя операцию долгосрочного рефинансирования, предотвратить наступление кредитного дефицита за счет предоставления банкам трехлетних кредитов на сумму более чем в 1 трлн евро по ставке 1%. Однако фундаментальные проблемы так и не решены, пропасть между странами-донорами и странами-должниками продолжает увеличиваться, пишет Сорос в статье, которую публикует РБК daily.
Возможно, кризис стал менее волатильным, но его убийственный потенциал возрос. В начале кризиса развал зоны евро представить себе было невозможно, так как выраженные в одной и той же валюте активы и пассивы были сильно перемешаны. Однако по мере развития кризиса финансовая система зоны евро заново сформировалась вдоль национальных рубежей, считает бизнесмен.
По его мнению, LTRO дает испанским и итальянским банкам возможность осуществлять арбитражные сделки с облигациями собственных стран. И преференции, которые ЕЦБ получил при расставании с имевшимися у него греческими бондами, заставят инвесторов воздержаться от покупки гособлигаций.
Если бы это продолжалось в том же духе еще пару лет, то стал бы возможным развал зоны евро без коллапса: омлет бы снова превратился в исходные ингредиенты. Но это привело бы к тому, что центробанки стран-доноров остались бы сидеть на горе невозвращенных им центробанками стран-должников долгов.
Немецкий "Бундесбанк" эту опасность видит, считает Сорос. Поэтому он и начал кампанию против бессрочного наращивания денежной массы и предпринял шаги для минимизации убытков, которые бы ему нанес развал зоны евро. Но если так поступает "Бундесбанк", то последовать за ним должны и остальные. На рынках это уже заметно. Кроме того, у себя в Германии "Бундесбанк" ужесточает и свою кредитную политику. Это было бы правильным, если бы Германия была страной, существующей сама по себе. Но имеющие большую задолженность государства зоны евро, чтобы избежать экономической рецессии, остро нуждаются в более сильном спросе со стороны Германии.
Без наличия этого спроса заключенный в декабре в зоне евро фискальный пакт функционировать никак не сможет. Единственный способ избежать долговой ловушки - это изменить курс. Я не могу предложить готовый план, но следующие три наблюдения представляются мне достаточно важными. Во-первых, основополагающие для зоны евро правила себя не оправдали и должны быть кардинально переработаны. Во-вторых, нынешняя ситуация аномальна, и для восстановления нормального положения дел требуется ряд чрезвычайных мер. И, наконец, новые правила должны учитывать нестабильность финансовых рынков.
Дабы оставаться реалистами: в качестве исходного момента нужно взять нынешний фискальный пакт. Конечно, в нем придется устранить некоторые недостатки, которые видны уже сегодня. В особенности фискальный пакт должен включать товарные долги, точно так же как и долги финансовые, а в том, что касается государственных бюджетов, следует разделять инвестиции и текущие расходы.
Кроме того, чтобы создать равные стартовые условия, все страны-члены должны иметь возможность рефинансировать долги по одинаковой ставке, полагает американский инвестор. Конечно, это потребует более тесной фискальной интеграции; поэтому она должна быть постепенно осуществлена. "Бундесбанк" эти предложения не одобрит никогда. Но будущее Европы - вопрос политический, и его решение в компетенцию немецкого Центробанка не входит, заключает он.