Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов
© РИА Новости / Григорий Сысоев
Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов
 
 
 
Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов
© РИА Новости / Григорий Сысоев

Амнистию капиталов предложено распространить на 13 статей Уголовного кодекса и 12 административных и шесть налоговых правонарушений, среди которых уклонение от уплаты налогов, таможенных сборов, контрабанда, валютные преступления, пишет в четверг газета "Ведомости" со ссылкой на двух федеральных чиновников.

Об амнистии президент Владимир Путин объявил в ежегодном послании Федеральному собранию. Соответствующий законопроект описан в концепции уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова, он будет обсуждаться в четверг на совещании в администрации президента РФ.

Предложения Титова близки к идеям, которые обсуждали ведомства, рассказал изданию один из источников. Амнистия коснется только нарушений, совершенных до дня послания, ее срок - восемь или 12 месяцев. От ответственности за легализацию преступных доходов амнистия освободит, если они получены от амнистированных преступлений.

Амнистированные не обязаны сообщать о конкретных способах и орудиях нарушений, ФНС или Росфинмониторинг не будут обязаны проверять эти данные. Имеется оговорка: если правоохранители заподозрят человека в совершении преступлений, на которые амнистия не распространяется, они смогут начать расследование.

Еще одно ужесточение касается репатриации капиталов. Премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что это не обязательное условие. В концепции Титова исключения есть: репатриация активов, расположенных в офшорах или в странах из черных списков FATF или ОЭСР, должна быть обязательной. Зато амнистированные не должны будут уплачивать налог, на этом настаивал Минфин. Достаточно будет уплатить декларационный платеж в размере 1-2%.

Ответственность или легализация

Напомним, отток капитала из страны по серым и черным схемам - хроническая болезнь постсоветской России. По оценке МЭР, чистый отток капитала из России только в 2015 году может составить около 60-80 млрд долларов.

Впервые предложение об амнистии вывезенного из страны капитала от Путина прозвучало еще в 2002 году. Тогда он предупредил, что западные сообщества "будут ужесточать использование средств в офшорных зонах в связи" с ужесточением борьбы против терроризма. "Вы замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и размораживая свои средства", - обратился Путин к бизнесменам. В качестве альтернативного варианта он предлагал "вместе с правительством подумать, как вернуть эти средства на родину. Иначе говоря - подумать над созданием хороших условий для инвестиций".

В 2005 году в шестом послании Путин вновь вернулся к этой теме: "Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные в предыдущие годы. Эти деньги должны работать... в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах".

"Репатриантам" было поставлено всего два условия: возвращенные капиталы должны быть внесены на счета в российские банки и с этих сумм должен быть уплачен 13-процентный подоходный налог.

Теперь налоговая амнистия для капитала, возвращенного из-за рубежа, по замыслу правительства, должна дополнить план Минфина по деофшоризации. В 2014 году для этого увидели "удобный политический момент": многие предприниматели хотят вернуть деньги из офшоров, опасаясь, что их зарубежные капиталы попадут под санкции США и ЕС, а средства зарубежных банков им приходится заменять на российские.

Ранее, правда, большой бизнес не смог отстоять послабления в закон о контролируемых иностранных компаниях - основной документ в борьбе с офшорами. Цель закона - заставить российские компании платить налоги в России с нераспределенной прибыли их иностранных структур.