Гаагский третейский суд постановил, что Россия нарушила энергетическую хартию и инициировала налоговое дело против ЮКОСа с целью его банкротства и дальнейшей экспроприации в пользу "Роснефти". У РФ есть 10 дней на попытку изменения решения, и если этого не произойдет, то выплачивать 50 млрд долларов российские власти должны начать до 15 января следующего года. После чего на присужденную сумму начнут начисляться проценты.
Впрочем, источник газеты The Financial Times, приближенный к Владимиру Путину, заявил, что решение по ЮКОСу можно считать незначительным на фоне обострения геополитического противостояния в связи с ситуацией на Украине.
"Грядет война в Европе. Неужели вы действительно думаете, что это важно?" - прокомментировал он решение суда в Гааге, который обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в размере 50 млрд долларов.
- Невзлин готов на торг: снижение суммы выплат в обмен на прекращение преследования экс-сотрудников ЮКОСа - InoPressa: точка в деле ЮКОСа или "часть политических санкций"?
Некий российский олигарх, имя которого издание не раскрывает, заявил, что решение суда "правильное": "было необходимо, чтобы произошло нечто подобное". "Мне не нравится Ходорковский, и он сделал много плохого. Но способ борьбы российских властей с ним был абсолютно незаконен", - цитирует его мнение InoPressa.ru.
Бывший руководитель и основной бенефициар компании ЮКОС Михаил Ходорковский приветствовал решение арбитражного суда в Гааге, обязавшего Российскую Федерацию компенсировать экс-акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов. Но он сомневается в том, что Москва добровольно согласится выплатить эту сумму. Две государственные энергетические компании - "Роснефть" и "Газпром" - теперь могут ждать юридические проблемы за границей, считает Ходорковский.
"Помимо финансовой составляющей процесса, где я не являлся стороной, я, конечно, был заинтересован в решении суда, которое сводится к тому, что вообще все "дело ЮКОСа" было фальшивкой, - сказал Ходорковский в интервью РБК. - Вы прекрасно понимаете, что ни о какой добровольной выплате компенсации речи идти не будет. Это будет длинный, муторный процесс с активами".
Готова ли у экс-акционеров ЮКОСа стратегия поиска и ареста принадлежащих РФ зарубежных активов, Ходорковский не знает: "У меня совершенно не было никакого желания в таком процессе участвовать. Поэтому с ответом на вопрос, как этот процесс будет происходить, вам нужно обратиться к Леониду Борисовичу Невзлину".
Ходорковский предупреждает: решение суда в Гааге может стать основанием для судебного и исполнительного преследования государственных энергетических компаний "Роснефть" и "Газпром" (первая получила основной добывающий актив ЮКОСа - "Юганскнефтегаз", вторая - компанию "Сибнефть", на которую претендовал ЮКОС на момент начала преследования компании).
"Что является важным, в решении арбитража конкретно указана не только Российская Федерация, но и бенефициары разграбления ЮКОСа. Во-первых, это "Роснефть", а во-вторых, "Газпром", - говорит Ходорковский. - Как поясняют юристы, это открывает широкие возможности для судебных и исполнительных процедур в отношении этих организаций. Я думаю, что у Игоря Ивановича Сечина теперь будет больше проблем, чем он ожидал".
Невзлин готов на торг: снижение суммы выплат в обмен на прекращение преследования экс-сотрудников ЮКОСа
Бывшие акционеры ЮКОСа, 28 июля отпраздновавшие победу над Россией в Гаагском суде, могут пойти на уступки проигравшей стороне. Торг возможен, если Россия пересмотрит уголовные дела, открытые в отношении экс-сотрудников ЮКОСа, заявил Forbes один из бывших акционеров нефтяной компании Леонид Невзлин.
Невзлин является основным бенефициаром Group Menatep Limited, куда входил и ЮКОС (до 2005 года 52,3% группы принадлежало трасту, единственным владельцем которого был Михаил Ходорковский, но он передал Невзлину доли в своих трастах).
"Если предположить, что апелляция, поданная Россией, ничего не изменит, мы переходим к операции возвращения средств. ...Группа начнет розыск активов и их арест с целью получения и отчуждения денежных средств. ...Вариант второй - переговоры и снижение оплаты за какие-то другие вещи, которые мы могли бы достичь в рамках закона", - сказал он в интервью журналу.
"Нужно закрыть все незаконно открытые дела... в отношении меня, других акционеров ЮКОСа... и снизить размер ущерба, - считает Невзлин. - Это вполне нормальная тема для переговоров, если бы переговоры вел я".
В частности, он рассчитывает на переговоры об освобождении бывшего начальника службы внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, пожизненно осужденного за убийство и покушение на убийство.
У России есть еще шанс опротестовать решение в Верховном суде Нидерландов, считает Леонид Невзлин, но он "далеко не уверен, что Россия откажется платить: это международное дело". "Все зависит от того, как единственный человек в Кремле будет воспринимать это, - рассуждает экс-акционер ЮКОСа, который еще в 2003 году покинул Россию и с тех пор живет в Израиле. - Я хочу сказать: вот, Владимир Владимирович, возникла денежная ситуация. Давайте сделаем, чтобы ущерб был минимальным, но правосудие настоящим".
Впрочем, экс-владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский признался в разговоре с Forbes: он опасается, что победа бывших акционеров ЮКОСа таит в себе угрозу для второго фигуранта дела ЮКОСа Платона Лебедева, которого до сих пор не выпускают из страны.
Издание напоминает, что Россия дважды уже отказывалась платить по подобным искам. Скандалы со швейцарской фирмой Noga, добивавшейся от России выплаты 49 млн евро ущерба, и баварцем Францем Зедельмайером, который хотел снять иммунитет с части зданий торгпредства России в Швеции, растянулись на несколько лет.
Вердикт третейского суда в Гааге - документ прямого действия
Для уплаты долга перед бывшими акционерами ЮКОСа судебные приставы могут требовать наложить арест на имущество, принадлежащее Российской Федерации, но не исполняющее государственной функции, считают юристы. Кроме того, по этому принципу могут быть арестованы средства на иностранных счетах, военные и гражданские самолеты и корабли, участвующие в коммерческом обороте.
Юрист Билл Бауринг заявил в интервью радио "Свобода", что после этого решения Гаагского суда у акционеров ЮКОСа будет возможность найти свои деньги в любом месте, где находятся российские деньги или имущество.
"Это три иска от трех разных групп акционеров по поводу особого договора - Хартии по энергетике, которую Россия подписала, но не ратифицировала. Россия не ожидала, что факт подписания - это ответственность. ...Эксперты в Гааге сделали очень веское заключение про экспроприацию ЮКОСа в России. Я сам считаю, что это очень большой удар для российского правительства", - заявил он.
А бывший юрист концерна ЮКОС Светлана Бахмина нашла решение суда неожиданным: "Я надеялась на то, что решение будет в пользу акционеров ЮКОСа, хотя, конечно, за столько лет немножко устали всего его ждать. Но сумма, которая подлежит выплате акционерам, удивила. Я была убеждена, что она будет меньше, что решение будет в пользу акционеров, но сумма будет номинальная".
"Всем понятно, что, по большому счету, изыскать эти средства довольно сложно, а с другой стороны, эти средства будут взыскиваться со всех граждан России, и это решение ляжет бременем на всех граждан. И в этом смысле это относительная справедливость, потому что разрушали компанию одни, а отвечать за это будут простые граждане", - считает она.
"Звонкая пощечина" и "прямое попадание по конторе Путина"
Вердикт третейского суда в Гааге по делу ЮКОСа отнимает у Путина главное оправдание атаки на ЮКОС, утверждает Financial Times в редакционной статье. Путин уверял, что всего лишь вернул российскому народу то, что было украдено "бароном-разбойником". Но судьи заключили, что ЮКОС стал жертвой "серии политически мотивированных атак российских властей".
Постановление суда встревожит тех, кто подольщался к "Роснефти", унаследовавшей активы ЮКОСа. В особенности возникают сомнения в здравомыслии британской BP, которая недавно обменяла свои доли в российских активах на 20% акций "Роснефти", - цитирует InoPressa статью.
ВР, которой принадлежит почти 20% акций российской компании, уже признала, что введение дополнительных международных санкций против "Роснефти" окажет существенное влияние на ее бизнес, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на финансовый отчет британской корпорации.
В сообщении уточняется, что расширение санкций повлияет на бизнес и стратегические цели BP в России, а также на финансовое положение компании и результаты ее операционной деятельности. Кроме того, санкции скажутся на отношениях между компаниями и на инвестициях в "Роснефть".
Немецкоязычная пресса комментирует решение по делу ЮКОСа как "звонкую пощечину", которую гаагский арбитраж отвесил президенту Путину. Frankfurter Allgemeine публикует материал "Система Путина": решение Гаагского арбитражного суда по делу ЮКОСа - это прямое попадание по конторе Путина. Главное здесь - не размер суммы, а политический посыл: российское государство, его принципы работы и те, кто им руководит, получили разгромную оценку.
"Главным выгодоприобретателем и предположительно организатором разрушения ЮКОСа является Игорь Сечин... Он... как никто другой воплощает в себе систему, в которой государственные институты и инструменты находятся в руках немногочисленной группы власть имущих, которые по-настоящему не подконтрольны уже никому... Российское государство на всех уровнях населено маленькими и большими сечиными, устраняющими экономических и политических конкурентов, в числе прочего, и с помощью "правосудия". Отправлением государственной власти в России занимаются не институты, а кумовские объединения, состоящие из таких вот людей, а над ними стоит избранный народом глава государства Путин - третейский судья, покровитель и источник их легитимности", - пишет газета.
"Роснефть" не может быть на 100% уверена в безопасности своих западных активов
Примечательно, что решение суда было вынесено единогласно. Одного из арбитров выбирала Россия, одного - Group Menatep Limited (GML), еще одного назначила судья, отмечает "Независимая газета" в публикации, обратившей на себя внимание сайта "Заголовки".
Рассмотрение дела по существу началось в 2009 году, в итоге суд признал действия российских властей "полномасштабной атакой на ЮКОС и его владельцев с целью обанкротить компанию".
В решении суда упоминается компания "Роснефть" как действовавшая от имени и в интересах государства. На ее официальном сайте говорится, что "Роснефть" не являлась стороной, не участвовала в указанных спорах и не является ответчиком, а все ее сделки по приобретению бывших активов ЮКОСа были полностью правомерными.
Глава компании GML, выступившей в качестве истца, Тим Осборн заявил, что сумма, которую Россия должна заплатить по итогам судебного решения, составляет 74% рыночной капитализации "Роснефти". "Я не случайно привожу в пример "Роснефть", потому что это ЮКОС под другим именем", - сказал он.
"Роснефть" не может быть на 100% уверена в безопасности своих западных активов в условиях победы бывших акционеров ЮКОСа над Россией в суде Гааги", - предупреждает Осборн. По его мнению, бывшие владельцы ЮКОСа имеют право изыскивать активы, если Россия не исполнит решения суда в Гааге, согласно которому ее обязали им выплатить 50 млрд долларов. В то же время он признает, что на получение всех средств "уйдет много времени".
Газета "Коммерсант" обращает внимание на предсказуемую резко негативную реакцию Москвы и напоминает, что, по словам юристов, добиться принудительного исполнения и ареста российских активов будет непросто, а процесс может затянуться на годы. Минфин объявил вердикт политически ангажированным и собирается оспаривать его. Но представители акционеров ЮКОСа в пересмотр решения не верят.
По словам партнеров двух крупных юридических фирм, при обжаловании решения суда Россия может ссылаться на то, что ее аргументы не были выслушаны, им не была дана оценка, то есть имел место отказ в правосудии. Оспаривание может занять примерно год. Кроме того, отмечает один из собеседников газеты, можно заявить о том, что РФ не ратифицировала Энергохартию и попробовать оспорить компетенцию Гаагского суда.
Перспективы переадресации выплаты компенсации на "Роснефть" юристы оценивают скептически: "Возможны ситуации, когда государство отвечает за госкомпанию, но в обратную сторону этот механизм не работает". Теоретически, уточняют юристы, можно обратить взыскание на акции "Роснефти", которые принадлежат России, но на практике сделать это будет невозможно: реестры акций ведут российские регистраторы.
Российская власть непременно использует все возможности для подачи апелляций и применит все прочие юридические уловки, заверяет обозреватель "Московского комсомольца" .
Теоретически в конечном итоге нельзя исключать и вариант, который кажется сейчас утопическим: спорящие стороны переступят через взаимную неприязнь и достигнут какого-нибудь менее накладного для РФ компромисса. А если эти "планы а) и б)" не сработают, то всегда есть возможность использовать "план в)": взять и, несмотря на все решения международных юристов, попросту не заплатить.
Правда, признает автор статьи, раскручивание войны эмоций на фоне непреклонной позиции Кремля подталкивает западников к следующему этапу давления на Москву - к полноценной экономической войне.
"Худшего юридического решения, в результате которого с России взыскали столь крупную сумму, не существовало в истории страны - мы проиграли суд практически в полном объеме", - пояснил газете РБК daily Всеволод Cазонов, председатель коллегии адвокатов "Сазонов и партнеры".
В иске разобраны налоговые практики второй половины 1990-х и начала 2000-х годов, такие понятия, как "добросовестный налогоплательщик" и проблема соразмерности наказания за налоговые нарушения выгоде от налоговой оптимизации, что позволяет ссылаться на решение по иску GML в других спорах инвесторов с Россией под данным вопросам.
"Коммерсанты не идиоты, они и так понимали, что компания (ЮКОС) была отобрана, и закладывали риски ведения бизнеса в России, - заявил РБК бывший владелец "Евросети" Евгений Чичваркин. - Сейчас условия ведения бизнеса ухудшаются, налоговый климат лучше не становится".
Решение суда Чичваркин считает прецедентным и не исключает, что и другие предприниматели смогут им воспользоваться. "Позиции России могут быть ослаблены, если по миру начнутся аресты активов. Я так не люблю, когда отбирают чужое", - сказал он.