Операторы связи совместно с Минкомсвязи разработали технические требования к комплексам и оборудованию, необходимым для сбора, хранения и предоставления голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- и иной пользовательской информации в рамках "закона Яровой", пишет газета "Коммерсант".
По оценке гендиректора разработчика систем хранения данных АРСИЭНТЕК Дениса Нештуна, основанной на подготовленных операторами данных, затраты на исполнение требований закона могут составить примерно 156 млрд долларов, или 10 трлн рублей.
Так, в материалах "ВымпелКома" говорится, что за 2018 год длительность разговоров абонентов компании составит 317 млрд минут, половину из которых придется хранить. В результате объем информации, которую "ВымпелКом" будет вынужден хранить в течение полугода, на конец 2018 года будет равняться 12,5 эксабайт (12,5 млн терабайт), из которых 5 ЭБ - данные и голосовой трафик, а 7,5 ЭБ - видео с IP TV и VoD.
В свою очередь, компания МТС указала, что в 2018 году ей, вероятно, придется сохранить за полгода около 3,4 ЭБ информации, из которой трафик абонентов фиксированной связи составит 2,5 ЭБ, а мобильной - 0,88 ЭБ.
Наконец, "Ростелеком" подсчитал, что ему придется хранить 15 млрд минут, которые его абоненты фиксированной связи наговорят с июля по декабрь 2018 года, но конкретных объемов информации, необходимой к хранению, в материалах оператора не указано.
Как отмечается в сводных материалах по всем операторам, "большой тройке", "Ростелекому" и всем остальным суммарно потребуется 40,6 млн накопителей HDD объемом 10 ТБ и 30,5 млн SSD-накопителей объемом 1,6 ТБ. Кроме того, компаниям потребуется 565 тыс. устройств, относящихся к различному сетевому оборудованию: коммутаторов, маршрутизаторов и межсетевых экранов.
При этом, по данным Trendfocus, мировой рынок проданных SSD в I квартале 2016 года составил 30,7 млн устройств общим объемом 10 ЭБ. Количество HDD, проданных за весь 2015 год, составило 469 млн штук, а их объем оценивается в 538 ЭБ.
"Очевидно, что в России не производится всей линейки оборудования для реализации требований закона. Кроме того, отдельные виды аппаратно-программных комплексов, например для съема, каталогизации и складирования массива информации, серийно не производятся не только в России, но и в мире", - напомнил представитель МТС Дмитрий Солодовников.
По просьбе "Коммерсанта", технические специалисты двух крупных иностранных производителей оборудования ознакомились с требованиями операторов к серверам, системам хранения данных (СХД) и другому оборудованию, и сочли, что некоторые параметры являются избыточными.
Например, "ВымпелКом" в документах указал, что компании необходимы СХД производительностью 2 млн IOPs (операций ввода-вывода). "Такие СХД в природе существуют только на очень дорогих решениях на flash-памяти, это самый дорогой способ хранения информации", - отметил один из собеседников издания.
По мнению Нештуна, операторы справедливо пытаются заложиться "по максимуму", так как чем страшнее получатся цифры, тем выше вероятность, что применение закона будет отложено.
"Если несколько снизить требования по доступности и учесть, что накапливать эти объемы надо с 2018 года, а цены на носители благодаря развитию технологий стремительно падают, эти значения могут снизиться раза в четыре", - отметил он, уточнив, что еще около 10-20% данной суммы операторам придется ежегодно вкладывать в поддержку системы.
Бывший сотрудник "большой тройки" также оценил суммарные затраты операторов в триллионы рублей и поставил под вопрос способность небольших операторов выполнить требования "закона Яровой". По его мнению, в результате вступления закона в силу мелкие операторы начнут покупать подключения к системе съема информации у "большой тройки" и "Ростелекома" или уйдут с рынка.
Напомним, что ранее "большая тройка" и Tele2 оценивали свои совокупные затраты на реализацию положений "закона Яровой" в 2,2 трлн рублей. В начале августа ФСБ предложила использовать для исполнения "пакета Яровой" оборудование СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), уже установленное на сетях операторов связи и предназначенное для прослушки.
Закон, который был подписан президентом 7 июля, обязывает операторов с 1 июля 2018 года до полугода хранить весь трафик клиентов, включая записи разговоров. При этом сведения о самих фактах передачи информации необходимо будет хранить в течение трех лет.