В Иерусалиме начался крестный ход к Гробу Господню, предшествующий схождению Благодатного огня
Global Look Press
В Иерусалиме начался крестный ход к Гробу Господню, предшествующий схождению Благодатного огня
 
 
 
В Иерусалиме начался крестный ход к Гробу Господню, предшествующий схождению Благодатного огня
Global Look Press

В Иерусалиме начался крестный ход к Гробу Господню. Это один из самых красочных этапов, предшествующих церемонии схождения Благодатного огня, которая совершается здесь православными ежегодно накануне Пасхи.

К храму Гроба Господня с хоругвями движется торжественная и шумная процессия, старшин арабской православной молодежи христианского квартала Старого Иерусалима. Сидя на плечах друг у друга, молодые люди скандируют: "Нет веры, кроме веры православной", "Христос - истинный Бог" и просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.

Главный участник церемонии схождения Благодатного огня - патриарх Иерусалимский Феофил прибудет в храм Гроба Господня крестным ходом от здания иерусалимской патриархии, сообщает РИА "Новости".

В ритуальных процессиях в храме участвуют также армянское, коптское и сиро-яковитское духовенство, имеющие каждое свой придел в храме Гроба Господня, они традиционно приглашают Иерусалимского патриарха к принятию огня, а затем возвращаются к своим пределам.

Торжественная процессия из кафоликона (принадлежащие греческому духовенству части храма) трижды совершает обход вокруг Кувуклии (часовни в центре храма над каменной плитой Гроба Господня), прежде чем патриарх Иерусалимский зайдет в нее и начнется напряженное ожидание появления Благодатного огня.

В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.

Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь.

Некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.

Вскоре в Кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи - и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.

Большинство держат в руках по несколько свечей, каждая из которых подобна факелу, - так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория - и многие умываются Благодатным огнем. Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством - он не обжигает.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр. Огонь возгорается ежегодно именно в канун православной Пасхи, по молитвам именно православного духовенства (патриарха Иерусалимского) и тысяч паломников в храме Гроба Господня.

Мусульмане также признают божественную сущность огня, природа которого до сих пор не объяснена наукой. Они присутствуют в иерусалимском храме Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.

В то же время, в обществе не утихают споры о том, является ли схождение Благодатного огня ежегодным чудом или просто традиционным пасхальным религиозным обрядом Иерусалимской церкви. Так, мощнейшую волну публикаций на эту тему в преддверии Пасхи 2008 года вызвал тот факт, что патриарх Иерусалимский Феофил III в беседе с российскими журналистами о схождении Благодатного огня говорил об этом явлении как о церемонии и не произнес слова "чудо".

По словам председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, физическая природа этого явления, "возможно, нуждается в дополнительном исследовании", и некоторые ученые в наши дни эту природу исследуют и приходят к "очень интересным выводам", свидетельствующим о том, что явление это "необычное, чудесное".

Первый зампредседателя Учебного комитета Русской православной церкви, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов и председатель Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда считают, что схождение огня в храме Гроба Господня ежегодно напоминает о чуде Воскресения Христова, и верующие вольны воспринимать его как знак или как чудо.

"Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме, в главном храме всего христианского мира, в том месте, где произошло чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа - это образ, который восходит к первообразу. Это экстраординарное, сверхъестественное или близкое к сверхъестественному событие, которое имеет значение не само по себе, а как напоминание того, что Господь воскрес, и преодолеваются законы природы", - сказал настоятель университетского храма на онлайн-конференции в РИА "Новости" в преддверии Пасхи.

Он назвал доброй установившуюся в последние годы традицию принесения Благодатного огня в храмы России.

"Чудо, в отличие от научных выводов, не обладает насильственным характером. Человек всегда волен принимать что-то как действия Бога, либо не принимать. Для меня как раз существующие сомнения в том, что там происходит в храме Гроба Господня, и есть еще одно подтверждение подлинности чуда, потому что чудо всегда свободно. Ты всегда свободно принимаешь это или не принимаешь", - отметил глава Информотдела РПЦ Владимир Легойда.