Ватикан, 25 ноября 2013 года
Президент России
Ватикан, 25 ноября 2013 года
 
 
 
Ватикан, 25 ноября 2013 года
Президент России

Сайт "Мир религий" опубликовал в субботу статью заместителя главного редактора журнала "Наука и религия" Марка Смирнова, посвященную недавнему визиту Владимира Путина в Ватикан. Краткий вариант статьи был опубликован ранее на сайте "Свободная пресса". В распоряжение же портала "Мир религий" автор представил полный ее текст.

Среди публикаций, появившихся в российской печатной и электронной прессе до и после встречи российского президента, статья Марка Смирнова выделяется необычным подходом - попыткой прокомментировать нынешний визит с оглядкой на историю взаимоотношений российского государства с Ватиканом, насчитывающих не один век.

Скупые строчки официальной информации о беседе Папы Франциска и президента Путина не позволяют составить полноценное впечатление о том, для чего, собственно, нужны России отношения с папским двором. А поскольку такого рода встречи происходят, как отмечает Смирнов, "кулуарно, в личных покоях понтифика (в его кабинете или библиотеке) при закрытых для представителей прессы дверях, это "дает пищу для самых разных домыслов, догадок и пересудов". В этой связи, оценивая содержание публикаций, посвященных нынешнему визиту, порой приходится удивляться самым разным и подчас противоречивым его трактовкам.

Чего, например, стоит высказанная в одном российском издании мысль, что Путина, как и императора Павла Петровича в Ватикане хотят сделать великим магистром Мальтийского ордена, а через это - подчинить Россию власти Римского Папы, пишет автор.

Кое-кто опасается конкордата (двустороннего межгосударственного договора) между Российской Федерацией и Ватиканом - хотя подобный договор касается только положения Римско-католической церкви в России (он юридически закрепляет ее существование) и при этом вовсе не касается положения Церкви национальной, т.е. православной.

Когда же речь заходит об исторических параллелях, то, по словам Смирнова, остается недоумевать, почему Путина сравнивают только с таким его предшественником, имевшим отношения с папским двором, как "бедный Павел", хотя есть и другие интересные персонажи, которые более подходят для аналогий.

Один из них - русский дворянин Николай Павлович Романов, в 1845 году тайно посетивший Рим и Ватикан.

Как подчеркивает Смирнов, этот визит не только не афишировался заранее в прессе, но и само пребывание царя в Вечном городе так и осталось тайной для римлян. А причины для встречи русского императора Николая I и Папы Римского Григория XVI были не менее серьезные, чем сейчас: Польша и Литва бунтовали против России, западные державы были накануне Крымской войны. Как тогда, так и теперь Европа и исламский мир опасались мощи и влияния России.

Тогдашний же государь видел опасность революции в Европе и страшился ее. Он как никто другой понимал весь ужас и катастрофу грядущих событий для континента и мира в целом и хотел вместе с европейскими монархами и Римским епископом задушить гидру в самом зародыше. Однако он так и остался одинок в своем стремлении спасти христианскую цивилизацию, отмечает автор публикации.

Разговор продолжался более часа и закончился заранее подготовленной фразой Папы: "Государь, подумайте о том, что Бог создал царей для блага народов, а не народы для произвола царей". Затем последовало прощание. Император как православный монарх благословения у Папы не брал. Николай Павлович еще раз поцеловал руку Папе, что соответствовало принятым отношениям как между духовными лицами, так и между монархами.

Прямых сравнений и аналогий с нынешней встречей президента и понтифика "нет и быть не может: и страна другая, и люди другие, подчеркивает Смирнов и задается вопросом, какие впечатления у нынешнего главы российского государства от встречи с папой-иезуитом.

При этом автор отмечает, что Николай I, в эпоху грядущих революций в Европе и будущего бегства из Рима Папы, трон которого зашатался под ударами гарибальдийцев, сумел кое-что разглядеть в тогдашних судьбах католического мира.

В письме наследнику, великому князю Александру Николаевичу, от декабря 1845 года, рассказывая о своих впечатлениях после встречи с Римским папой и всей католической элитой, Николай Павлович пророчески написал: "Два минувших величия приходят на память. Римское и Папское; оба разнородные, оба почти невероятные, бывшие силой; и на развалинах их играют китайские тени власти уже не существующей, едва дышащей, несущей в себе собственное разрушение, ибо из христианства сделали идолопоклонство презрительное, противное и отвратительное, до высшей степени: Долго это не просуществует! оно падет само, и нет силы поддержать установления устарелые, нетерпимые и при том несообразные с настоящим положением дел".

"Теперешний папа человек честный и благонамеренный, но с самого начала слишком хотел угождать духу времени...", - заключил российский император.

"Кто скажет, что это звучит несвоевременно?" - отмечает Смирнов. Другое дело, продолжает автор, "что историю свою мы плохо знаем, не умеем у предшественников наших учиться. Возможно, что посиди Владимир Владимирович в архиве царского МИДа денек-другой перед поездкой, почитай он старые дела ватиканские или донесения агентуры Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии, то, может быть, и результат его визита был бы несколько иным, скажем, более впечатляющим".

"При этом, - подчеркивает автор, - нет никаких сомнений, что президент России достойно представлял свою страну при нынешнем папском дворе и сумел там найти верный тон в отношениях с этим государством, которое просит у России помощи и защиты своей католической паствы на Ближнем Востоке. И мы снова, как при Николае Павловиче, готовы защитить своих братьев-христиан и отстаивать статус-кво Гроба Господня в Иерусалиме".

Однако, заключает Марк Смирнов, "надо ясно понимать, что нет уже той, прежней власти у Римского Папы и его государства, как это было в середине XIX века. Приближается час, когда его самого придется защищать от врагов христианства или, например, предложить ему убежище в Петербурге, как это предсказывал в "Краткой повести об Антихристе" русский философ и мистик Владимир Соловьев".