Первый разрешенный властями митинг так называемой внесистемной оппозиции на Триумфальной площади в Москве собрал в воскресенье от 2,5 до 3 тысяч участников. Сами организаторы заявляют, что численность акции "Стратегия-31" в защиту 31 статьи Конституции РФ, гарантирующей свободу собраний, была рекордной.
Согласовать проведение митинга удалось председателю Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой, причем она добилась увеличения заявленного числа участников с 200 до 800 человек. Однако ее успех оказался омрачен серьезным конфликтом: крайнюю степень недовольства выразил теперь уже бывший соратник правозащитницы - лидер "Другой России" и запрещенной Национал-большевистской партии (НБП) Эдуард Лимонов, пишет в понедельник "Независимая газета".
Сначала он заявил, что ее "позиция - непорядочная и глубоко недружелюбная" и "дальнейшее сотрудничество с ней представляется затруднительным". Затем обвинил Алексееву в узурпации власти: "Она претендует на "Стратегию-31", на решение всех проблем без нас, она игнорирует меня как человека, который все это начал. Так дело не пойдет". И напоследок отметил: "Разрешенные митинги неизбежно сразу же выродятся в беззубые перешептывания перед сотней-другой слушателей", - цитирует его издание.
- Инопресса: "головокружительная толерантность" по-московски
- Поддержав Алексееву, эксперты назвали Лимонова провокатором
- DW: место митинга власти превратили в резервацию
- Несогласные устроили несанкционированное шествие, спровоцировав задержания
Лимонов отказался приходить "в загон" и предложил единомышленникам собраться по другую сторону Триумфальной. В своем блоге он назвал происходящее "Алексеевским мятежом" и призвал граждан сделать выбор между "покорной оппозицией, подчиненной воле Кремля" и "наступательной, непокорной стратегией свободных людей", сообщает "Коммерсант". Наиболее примечательные цитаты по теме - на сайте "Заголовки.ru".
В результате, отколовшись друг от друга, стороны заявили о проведении двух параллельных акций на Триумфальной.
Для согласованного митинга отгородили большую часть Триумфальной площади и перекрыли 1-ю Брестскую улицу. Здесь установили грузовик с колонками и микрофонами. Активисты держали флаги движения "Солидарность" и плакаты "Путин, жуй сопли, а не Конституцию" и "Долой власть чекистов". На разрешенном митинге мирно раздавали интервью, значки и листовки, а из колонок звучали песни.
В это время около Театра сатиры началась несанкционированная акция во главе с Лимоновым. Около 60 ее участников сгрудились вокруг большого желтого воздушного шара, обклеенного черно-белыми наклейками "Стратегии-31" и начали скандировать "Россия будет свободной!", разбрасывая листовки.
Когда несогласные перебрали все кричалки и избавились от всех листовок, они с каким-то удивлением смотрели на равнодушных милиционеров, которые, вопреки обыкновению, не предпринимали никаких активных действий, отмечает "Коммерсант".
"Газета.Ru", ссылаясь на свои источники, пишет, что еще до начала акции милиционеры получили директиву не задерживать оппозиционеров, даже тех, кто открыто на это напрашивался, и вести себя корректно. За этим лично наблюдали начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев и новый заместитель мэра, ответственный за работу с правоохранительными органами, Владимир Шукшин.
DW: место митинга власти превратили в резервацию
Однако на самом деле место, отведенное под разрешенный митинг, походило больше на резервацию, делится впечатлениями немецкая радиостанция Deutsche Welle. Оно находилось за памятником Маяковскому, который был по большому периметру огорожен железным забором. По обочине Тверской стояли вплотную милицейские автобусы так, чтобы проезжающие по центральной московской улице москвичи, не смогли ничего увидеть.
Все прилегающие улицы были перекрыты сотрудниками милиции, количество которых соперничало с пришедшими на митинг гражданами.
Что касается Лимонова, то, возможно, если бы он так и продолжал стоять в окружении горстки сторонников, милиция так и осталась бы сторонним наблюдателем. Но, поняв, что такой сценарий будет для него моральным поражением, Лимонов со своей свитой стал продвигаться в сторону разрешенного митинга.
Милиция сначала позволила это движение, но неожиданно завязалась потасовка, которая переросла в мордобой. Было отчетливо видно, как один молодой человек из окружения Лимонова спровоцировал драку. Он замашисто ударил по голове милиционера. После чего, как по команде, в драку вклинились остальные лимоновцы. Ответ милиционеров был предсказуем. Они отреагировали с привычной жесткостью, и все участники драки были скручены и задержаны.
Лимонова тащили на митинг милиционеры под крики: "Я туда не иду!"
На минуту Лимонову удалось выскочить из оцепления. Он оказался один между двумя рядами бойцов спецподразделений. Он искал глазами того, кто должен был его схватить и препроводить в автозак. Но случилось непредвиденное. Никто не собирался арестовывать Лимонова. К Лимонову подошли двое бравых людей в форме и, взяв его под руки, повели в сторону разрешенного митинга. Поняв, что его ведут на митинг, Лимонов закричал: "Я туда не иду!"
Но это мало интересовало милиционеров. Один из них в приказной форме заявил: "На митинг пошли!". Лимонов упал на асфальт, чтобы препятствовать такому развитию событий, но тут же был поднят сотрудниками милиции и за руки и за ноги был принесен в зону разрешенного митинга. После этого милиционеры потеряли к нему всякий интерес.
Вот как описывает происходившее "Коммерсант". Лимонова схватили за руки и за ноги, после чего понесли в автозак. У дверей автобуса человек в штатском тихо отдал милиционерам команду, и те с криком "Понесли деда на митинг!" попытались доставить господина Лимонова на санкционированное мероприятие. Наткнувшись на группу сторонников политика, милиционеры уронили вождя запрещенных нацболов на асфальт. Подоспевшие омоновцы начали очень жестко оттаскивать соратников от господина Лимонова: людей хватали за волосы, кому-то ткнули пальцем в глаз, а седой милиционер крепко обматерил журналистов.
"Я никогда такого не видел - тебе заламывают руки и волокут на митинг, куда ты не хочешь идти, - прокомментировал позже "Коммерсанту" сам Эдуард Лимонов. - Это какая-то полицейская свобода, а попросту говоря, блядство. И в это время милейшие правозащитнички, подлецы, продолжают разглагольствовать со сцены о каких-то хипстерах". "Если это был свободный митинг, то пусть Людмила Алексеева примет цианистый калий", - заключил он.
"Пусть сам цианистый калий пьет, - ответила на это Людмила Алексеева. - Большинство собравшихся вели себя нормально, и сотрудники милиции это видели. Если власти, которые и так устали от этого противостояния, не очень глупые, то они и дальше будут разрешать акцию".
В интервью круглосуточному телеканалу "Дождь" Алексеева заявила, что будет продолжать подавать заявки на проведение митинга 31 числа, несмотря на протесты Эдуарда Лимонова.
Несогласные устроили несанкционированное шествие, спровоцировав милицию на задержания
Тем временем лимоновцы, скандируя "Не хотим в загон", начали раскачивать металлодетекторы для прохода на согласованный митинг, один из которых даже опрокинули. Им противостояли две цепочки "космонавтов" - бойцов в защитной экипировке. "Убирай забор, убирай забор!" - скандировали несогласные. Один из лидеров "Солидарности", Илья Яшин, заявив со сцены, что "наше братство Триумфальной площади оказалось настоящей силой и надо сохранять наше единство", пошел вместе с Борисом Немцовым и главой "Левого фронта" Сергеем Удальцовым на помощь соратникам.
Когда же организаторы митинга и милиция объявили, что акция закончена, и Триумфальную площадь начали покидать последние люди (среди которых была Алексеева с маленькими букетами роз), на углу Садового кольца и Тверской возникала серьезная давка. ОМОН пытался загнать всех собравшихся в метро, но такой сценарий устроил не всех.
Митинговавшие попытались прорвать милицейскую цепь. Группе из ста человек это удалось - они попытались выйти на проезжую часть в районе Тверской улицы, но их оттеснил подоспевший ОМОН. Тогда активисты вышли на Садовое кольцо и, перекрыв движение, пошли в сторону Белого дома.
В результате движение по улице было практически заблокировано, но некоторые машины одобрительно гудели. Когда оппозиционеры дошли до посольства США на Новинском бульваре, их догнала сначала милицейская машина, а потом и четыре автобуса с ОМОНом.
Всего в разных местах в тот вечер было задержано, по данным милиции, 27 человек. Однако в понедельник представитель оппозиционной коалиции "Другая Россия" Александр Аверин сообщил "Интерфаксу", что задержанных было около 40. Всех уже отпустили, вручив повестки о явке в милицию. На оппозиционеров были составлены протоколы, в основном им вменялось то, что они переходили дорогу в неположенном месте.
В тот же день акции оппозиционеров, правда, несанкционированные, прошли в ряде российских городов, в том числе в Петербурге, Воронеже, Ярославле и Ростове-на-Дону. В Петербурге были задержаны свыше 100 человек, задерживали людей и в других городах, а акции пресекали. На всех организаторов и участников были составлены протоколы об административных правонарушениях.
Поддержав Алексееву, эксперты назвали Лимонова провокатором
Между тем политики и эксперты, оценивая поведение московских оппозиционеров и последствия раскола в их рядах, пришли к выводу, что своей работой по согласованию мероприятия Алексеева смогла принести внесистемной оппозиции гораздо больше пользы, чем бескомпромиссный Лимонов.
"То, что делает Лимонов, напоминает просто провокацию, главная цель которой - поставить людей под дубинки, а вовсе не провести акцию с обдуманной повесткой дня и разумными требованиями", - сказал "Независимой газете" член федерального политсовета партии "Правое дело" Борис Надеждин.
Лимонову "нужен скандал, мордобой. Кроме того, он по определению может принимать участие только в том, где он главный", - соглашается журналист и сатирик Виктор Шендерович. "Чем громче распаляется Лимонов - тем яснее становится, что борьба за эту свободу (собраний) давно превращена им в сериал, где он и только он должен играть роль главного героя. Именно поэтому он с нескрываемым раздражением относится ко всем другим акциям протеста", - подтвердил член бюро петербургского "Яблока" Борис Вишневский.
Западная пресса, отмечая "скромный" характер разрешенной акции протеста, заключает, что для данного конкретного вечера всего этого было достаточно. "Полтора года эти активисты бросали вызов российским властям, отстаивая свое право на свободу собраний, и девять раз ОМОН разгонял демонстрации, поясняет издание. На сей раз демонстрация была разрешена. Голова кружилась от одних только возгласов "Россия без Путина", которые отдавались эхом в колоннаде Концертного зала им. Чайковского", - пишет The New York Times, на которую ссылается InoPressa.
Газета приводит мнение главы "Мемориала" Олега Орлова: "Я считаю, что это завершение одного этапа борьбы и начало нового. Сегодня мы проведем демонстрацию. В следующий раз мы попросим их убрать заграждения. Затем мы потребуем права на проведение марша", - заявил правозащитник.