Немецкая прокуратура считает министра Леонида Реймана, давнего соратника президента России, центральной фигурой в скандале с отмыванием денег через Commerzbank, в связи с которым упоминалось имя супруги президента России Людмилы Путиной.
Как утверждает американская The Wall Street Journal, "в письмах своим коллегам в других западных странах прокуроры Франкфурта назвали российского министра телекоммуникаций Леонида Реймана центральной фигурой ведущегося в Германии уголовного расследования". Произошло это после того, как, используя финансовые документы, прокуроры воспроизвели изощренную схему извлечения денег у российских государственных телекоммуникационных компаний или увода их активов.
В письмах, с которыми удалось ознакомиться The Wall Street Journal, прокуроры пишут о своих подозрениях, что Рейман "незаконно обогатился путем ряда сделок", а затем создал сеть подставных компаний и трастов, дабы обезопасить и спрятать активы на сумму, превышающую миллиард долларов. Параллельно ведутся расследования в США, на Кипре и в Швейцарии.
Обвинения в коррупции – самые серьезные, выдвинутые против действующего российского министра, подчеркивает WSJ. При этом нелишне будет отметить, что Путин работает с Рейманом больше десятилетия, еще с тех времен, когда нынешний президент был заместителем мэра Петербурга, а Рейман – руководителем государственной телекоммуникационной компании. Некоторые из расследуемых сделок относятся к тому периоду.
У расследования уже есть последствия. В Германии оно привело к отставке одного из членов правления Commerzbank - Андреаса де Мезьера. В отмывании денег подозревают еще четырех нынешних и бывших руководителей крупного немецкого банка, включая генерального директора Клауса-Петера Мюллера, в доме и офисе которого немецкая полиция в августе провела обыски. Расследование затронуло также нью-йоркские представительства Barclays PLC и других западных банков.
Рейман постоянно заявляет, что не совершил ничего противозаконного. По его словам, обвинения против него, преданные огласке как эпизод российского конфликта, являются средством давления со стороны "Альфа-групп", принадлежащей миллиардеру Михаилу Фридману. "Альфа" вовлечена в судебный конфликт вокруг акций "Мегафона" с главой фонда IPOC и давним партнером Реймана адвокатом Джеффри Гальмондом. Его имя фигурирует и в скандале с отмыванием денег.
Документы свидетельствуют о ряде крупных сделок на общую сумму в десятки миллионов долларов, переводе активов российских телекоммуникационных предприятий в подставные компании на Кипре, в Лихтенштейне, Швейцарии и других налоговых гаванях.
Значительная часть средств шла через нью-йоркское отделение Barclays во взаимный фонд, зарегистрированный в Гамильтоне на Бермудах, который, по словам Гальмонда, принадлежит ему. Бывший сотрудник Гальмонда заявил, что запутанная структура была придумана для сокрытия того факта, что настоящим владельцем является Рейман.
Следствие полагает, что Commerzbank участвовал в финансировании расширения империи и сокрытии ее структуры собственников, а Barclays осуществлял многие подозрительные сделки между ее многочисленными офшорами.
Трехэтажная коррупция
Из писем немецких прокуроров и других документов видно, что прокуратура согласна с утверждениями, прозвучавшими во время тяжбы из-за "Мегафона" и касавшимися действия коррупционной схемы, в которую якобы был вовлечен Рейман.
Первый этап начался во время приватизации 1990-х годов, когда Рейман еще был одним из руководителей государственной телефонной компании в Петербурге. Гальмонд и Commerzbank создали ряд компаний в европейских налоговых гаванях. С помощью Реймана эти компании получили пакеты акций привлекательных предприятий.
На втором этапе, который частично относится к периоду после переезда Реймана в Москву в 1999 году, на Карибских островах и в Европе был создан еще ряд компаний с непрозрачной структурой собственников. Затем российские телекоммуникационные и другие государственные компании, подчиненные Рейману, заставляли осуществлять крупные платежи этим компаниям за "консалтинг".
На третьем этапе Гальмонд создал на Бермудах холдинг под видом взаимного фонда. Телекоммуникационные активы и деньги реинвестировались в новые российские телекоммуникационные активы иногда по договорным ценам, утверждает WSJ. В результате фонд на Бермудах с единственным собственником сегодня контролирует российские телекоммуникационные активы, стоимость которых превышает 1 млрд долларов.
При этом Реймана в Европе не могут преследовать в рамках этого дела. Многие страны, ведущие расследования, не имеют юрисдикции над преступлениями, совершенными в России, напоминает WSJ. Российские власти изучили некоторые из сделок и не нашли серьезных нарушений.
Главными подозреваемыми в немецком расследовании являются Гальмонд, бывшие руководители Commerzbank и Видья Шарма, который отбыл срок за мошенничество в немецкой тюрьме до того, как Гальмонд назначил его управляющим взаимного фонда на Бермудах.
Министерство юстиции США начало собственное расследование сделок, которые осуществляли банки и подставные компании. В центре американского расследования – нью-йоркское отделение Barclays, игравшее роль посредника, переводя средства и конвертируя валюты в ходе сделок между фирмами, зарегистрированными на Кипре и Бермудах. Банк выступал в роли "корреспондентского" банка Bermuda Commercial Bank Ltd., управляющего многими операциями Гальмонда на Бермудах.
В начале 90-х петербургский рынок связи контролировался двумя государственными компаниями: "Петербургской телефонной сетью" (ПТС) и "Санкт-Петербургским междугородным международным телефоном" (СПб ММТ). В 1994 году эти две государственные компании основали холдинговую компанию "Телекоминвест". Одним из основателей "Телекоминвеста" выступил нынешний министр телекоммуникаций Леонид Рейман, а главным активом стали 45% акций компании "Северо-Западный GSM" - монополиста в области GSM-связи в Санкт-Петербурге, который впоследствии сформировал ядро компании "Мегафон".
Нынешнее следствие против сотрудников Commerzbank было заведено еще в начале 2003 года и сосредоточилось сейчас вокруг последствий российской приватизации. Как предполагают следователи, приватизированные объекты переходили из рук в руки, в конце концов превращались в живые деньги, которые затем инвестировались в нужные фирмы.
По данным американской The Wall Street Journal, адвокат Джеффри Гальмонд, известный по скандалу со спорным пакетом акций "Мегафона", получал в распоряжение от "Телекоминвеста" активы российских телекоммуникационных компаний и за счет размытия в них государственной доли получал над ними контроль. Джеффри Гальмонду помогал сотрудник Commerzbank Майкл Норт. Вместе с Вадимом Виноградовым, другим бывшим сотрудником Commerzbank, и с помощью подставной структуры Eurokapital Норт отмывал полученные Джеффри Гальмондом активы. WSJ оценивает их нынешнюю стоимость в несколько миллиардов долларов.
Гальмонду долгое время удавалось скрывать свое участие в этой схеме, однако судебный процесс вокруг спорного пакета "Мегафона" выявил, что и он причастен к скандалу вокруг Commerzbank. 27 июля 2004 года на этом процессе сам Гальмонд заявил, что Commerzbank действовал лишь в роли номинального держателя акций холдинговой компании, который был продан контрольный пакет "Телекоминвеста". Гальмонд утверждает, что является полноправным владельцем этого холдинга. Однако пресса, освещающая скандал, считает, что на самом деле за ним стоит министр связи Леонид Рейман.